Письма Павла Чучулина к родным
04 апреля 2006 № 37 (10412)
(Окончание. Начало в № 10 от 31 января и № 22 от 28 февраля.)
13 декабря 1943 г., Сталинская обл., Красный Лиман.
Я живой, здоровый, о чём и сообщаю с широких полей Украины. Продвигаемся дальше и дальше на Запад. Пройдено много сёл и несколько маленьких городков по освобождённой советской земле. Везде нас встречают, как самых желанных гостей и хозяев. Особенно это наглядно, когда первый по горячим следам фрицев входишь в населённый пункт. Сейчас сижу в украинской хате и пишу о себе лишний раз для вашего спокойствия. Ждите, и мы вернёмся всем смертям назло.
5 января 1944 г., полевая почта 45868-р.
Жив и здоров. Нахожусь далеко за Днепром. Писать подробно нет возможности. Не вздыхайте обо мне. Будет всё в порядке. Главное, о чем хочу сказать — не ждите от меня писем, пока не закончится наша операция в тылу врага. «Вот и всё — лишних слов не надо: в наших жилах не кровь, а огонь»…
21 января 1944 г., Красный Лиман.
…Поздравляю с целым рядом наших побед на фронте. Дело идёт к концу. Близится торжество победы нашей Руси над врагами. При случае всегда буду информировать о своих достижениях. На этот раз без ордена или медали ни домой, ни в госпиталь не возвращусь — стыдно.
29 января 1944 г., полевая почта 11730.
…Попал в роту автоматчиков. Нахожусь на пересыльном. На днях выезжаем. Всё в порядке. А что будет, то и будет — не избежишь. Переехали Днепр. Увидел город Днепропетровск. Теперь вперёд на Запад.
15 апреля 1944 г., г. Днепродзержинск.
Рана моя затянулась, и остановка за сапогами, которые мне шьют для предстоящего похода в Европу. В эти весенние дни любуюсь Днепром, вдыхаю воздух и думаю, что это наш горный, наслаждаюсь свободой. Как хорошо хоть немножко ни от кого не зависеть, никому не подчиняться, быть самим собой и чувствовать себя молодым, сильным, здоровым… У вас тоже весна. И она другая. Представляю себе наш цветущий садик и раскрытые настежь окна, а под ними жасмин. В саду под яблоней около плиты хлопочет тетя Аня; мама склонилась над работой, и её машинка мягко выстукивает свою бесконечную песню. Папа где-то в лесу. Вова поехал на быках к нему по дрова. Павлик сдаёт уже последние экзамены и корпеет над учебниками. Дядя Ваня скоро должен прийти с работы. Будем обедать и отдыхать. Вот-вот приедет на каникулы Толя. Радостью и ожиданием дышит наш дом. Из школы приходит в гости Шурочка. Приехала вроде по делам Аня. И каждый из нас и все вместе озадачены личным и общим делом, но, главное, счастливы, сами того не подозревая. То были наши хорошие дни, самые лучшие, так как они в точности неповторимы.
Вот, о чём я мечтаю, чем живу…
9 мая 1944 г., г. Днепродзержинск.
…У меня всё в порядке. Выписан в часть. Пока буду петь в ансамбле. Можете радоваться.
21 июня 1944 г., г. Одесса
…мы здесь, чтобы отдохнуть 5 дней и позагорать на море. Я уже и так загорел, как индеец. Ездили по домам отдыха — вечером концерты, а днём в воде. Этот труд мне кажется сплошным отдыхом. Единственно достается уже высыхающим мозгам, чтобы их напрягать и запоминать стихи, рассказы и песни. Но такое всё же легче, чем копать землю . Не верится как-то, что для меня уже кончилась война. Возможно, придётся ещё идти навстречу смерти, если будет нужно, а пока я вроде не в своей колее. Завтра будет ровно три года войны, и за это время у нас один общий интерес — когда она закончится и мы увидим друг друга. Вначале это было так несбыточно, а ныне близко и возможно. «Просто ты умела ждать, как никто другой». Сейчас мне ничто не угрожает, кроме провала на сцене и немилости начальника, но такого пока ещё не было. Здесь мы уже известные люди, так как даём концерт за концертом, и нас слушают с жадностью, какая может быть только у людей, бывших долго в оккупации. На днях буду в Николаеве. Там мой старый госпиталь, где лечился в первый раз. Так хочется увидеть дорогих сестрёнок и врачей.
30 июля 1944 г.
…Львов наш, движемся на Запад. За плечами уже не одна тысяча километров, и кто знает, сколько их еще впереди. Дорога дальняя, но пока что легкая, не в пример прошлому. Видел Украину и такой, какая она изображается на картинках. Встречал такие села, как по Гоголю: пруды, заросшие белыми и жёлтыми лилиями, хаты, на крышах которых гнездятся аисты, кресты у дорог, благословляющие путников, и всё не такое, как у нас, люди тем более…
14 августа 1944 г., Польша.
…В настоящее время наш ансамбль стал на подготовку новой программы к празднику, с которым, кстати, всех вас горячо поздравляю. Живем по-польски в маленьком прифронтовом городке. Посылаю единственную фотографию — кусочек из жизни на сцене. Я и мой коллега исполняем для летчиков пародию на фрицев…
22 февраля 1945 г.
Сегодня канун праздника Красной Армии, и я получил ваше долгожданное письмо. Один раз уже был в Германии вблизи города Бреслау, а теперь не сегодня-завтра выезжаю, чуть ли не под самый Берлин, за Одер, к Шпрее. Всех впечатлений и переживаний не соберешь. Будем живы, будет о чём порассказать…
Публикация Натальи КОШИНОЙ
<!—
На снимке 1945 г.: Павел Чучулин с друзьями — артистами военного ансамбля.
—>
04 апреля 2006 № 37 (10412)