Примут ли в школу ребёнка с ОВЗ?

№ 26 (12475) от 13 апреля 2022 года

Инклюзивное образование

Тьютор Луиза Фролова со своим учеником.

В редакцию «Красной звезды» обратилась женщина, воспитывающая ребенка с инвалидностью. Она написала много добрых слов в адрес Приозерской начальной школы-сада, где обучается её ребенок, и попросила осветить через газету вопрос, касающийся продолжения образования детей с ОВЗ в Приозерском районе. По её мнению, некоторые родители, в том числе и она сама, не уверены, что им удастся оформить своего ребенка в обычную школу.

Тема не праздная. По данным, озвученным в прошлом году уполномоченной по правам ребенка Анной Кузнецовой, в России на 9,4% увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Пока врачи и ученые разбираются в причинах такого явления, перед образовательными учреждениями встает вопрос, как работать с такими детьми. В последние годы государство уделяет большое внимание становлению инклюзии (включению инвалидов в активную общественную жизнь). Постоянно вносятся изменения в законы, меняются различные стандарты. Например, в следующем учебном году по приказу Министерства просвещения планируют ввести новый порядок образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, касающимся обучения детей с ОВЗ. Но одно дело принять закон, а другое – готовность на местах внедрить эти правила в жизнь.

В Приозерском районе 22 года назад, когда о таких понятиях, как инклюзия, никто не задумывался, была создана первая и единственная в Ленобласти муниципальная начальная школа-сад, работающая по адаптивным программам. За это время наработан колоссальный опыт, собран коллектив специалистов, разработаны различные проекты и программы, которые внедряют в других районах области.

Чтобы внести ясность в вопросы работы с детьми с ОВЗ, я встретилась с Еленой Алёхиной, директором начальной школы-сада, работающей также много лет на общественных началах помощником уполномоченного по правам ребенка в Приозерском районе.

Елена Вячеславовна рассказала:

– Во время подготовки к выпуску в основное звено школ города наши дети проходят ещё раз районную медико-психолого-педагогическую комиссию, где им определяется образовательный маршрут на 5-й класс. Одним детям предлагается освоение программ в школе-интернате, у нас с этим учреждением налажено сетевое взаимодействие, другим – в общеобразовательной школе. Есть определенная очередность. В сентябре прошлого года наши выпускники поступили в школу № 4. Их хорошо приняли, создан мальчиковый класс. На весенних каникулах был проведен «круглый стол» с участием специалистов начальной школы-сада и руководством четвертой школы, учителями, работающими с ними сейчас. Подводились итоги результативной деятельности детей за два триместра. Приятно было услышать, что наши дети показали хорошие результаты в учебе, однако пока ещё возникают вопросы к поведению детей.

С приозерской школой № 1, где ждут наших выпускников в новом учебном году, работа с детьми из школы-сада налажена давно. Практика взаимодействия – более 20 лет. Большинство педагогов прошли переподготовку, получили дополнительное образование по направлению работы с детьми, требующими особого внимания, накоплен большой опыт.

Школа № 5 начала принимать детей, и педагоги учатся работать с ними.

Переход из нашего образовательного учреждения в другое весьма сложный процесс. Уже в конце учебного года к нам приходят учителя, педагоги-психологи, которые будут работать с детьми. Они знакомятся с каждым, бывают на уроках, смотрят их личные дела, посещают праздники выпускников.

Трудности преодолимы

О выпускниках начальной школы-сада, нынешних пятиклассниках, обучающихся в школе № 4, я спросила у директора Ирины Кондаковой. Она сказала, что можно только сказать спасибо учителям школы-сада за хорошую подготовку детей. Уровень освоения программы общего образования хороший. Что же касается вопросов с соблюдением правил дисциплины, то они корректируются не сразу, но уже есть определенные положительные результаты. С этими мальчиками на уроках технологии занимается Юрий Гадицкий, он же ведёт спортивный клуб. Ребята с удовольствием посещают его уроки, тренировки и показывают себя с лучшей стороны.

Государство гарантирует

В соответствии с Конституцией РФ каждый человек, без каких-либо исключений, имеет право на образование. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в соответствии со статьями № 7 и № 43 Конституции РФ. В Министерстве науки и высшего образования не раз поясняли, что руководство школы не имеет права отказывать в обучении ребенку с ОВЗ, мотивируя своё решение, например, отсутствием необходимых условий, среди которых наличие соответствующих специалистов (дефектолога, психолога, тьютора). Для поступления детей с ОВЗ на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе нужно соблюсти только два условия – согласие родителей (законных представителей) и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

Лучшие в области и России

С Еленой Алёхиной в день встречи мы также затронули вопрос об экспериментальной программе тьюторского сопровождения для детей с расстройствами аутистического спектра, нарушением опорно-двигательного аппарата, другими проблемами. Ещё пять лет назад работа начиналась с одного специалиста. Сейчас детей опекают шесть тьюторов, а в следующем году есть потребность в восьми. Сопровождение особенных детей – единственный необходимый компонент, который приводит к успеху в процессе социализации. Это особая стратегия помощи ребенку со стороны специалиста – от «большой» к «маленькой», от положения «рядом все время» к положению «рядом, когда нужны помощь и поддержка» до полной самостоятельности.

Беспокоиться по поводу дальнейшего обучения детей с особенностями развития после окончания школы в нашем районе тоже не стоит, считает Елена Алёхина. Им есть куда двигаться дальше по своей траектории. Выпускников ждут в Приозерском политехническом колледже, и на самом высоком уровне ведется обучение детей в Мичуринском многопрофильном техникуме, который является региональной базовой площадкой, занимающейся инклюзивным средним профобразованием. Год назад техникум по показателям работы в этом направлении был назван лучшим в России

Ирина КОЛЧАК

Фото автора

Рассказать друзьям: