Земля силу даёт

№ 80 (12529) от 29 октября 2022 года

Медиапроект «Люди на земле»

На днях журналисты “Красной звезды” в рамках медиапроекта “Люди на земле” побывали в гостях у замечательной семьи фермеров. Целая династия тружеников – ветеран, житель блокадного Ленинграда Галина Николаевна Пенкина, ее дочери Татьяна Розенов с мужем Штефаном и Зинаида Кузина – держат свое хозяйство в поселке Мельничные Ручьи Плодовского поселения.

Работают дружно, с огромной любовью к своему делу, и в один голос говорят, что земля силу дает и душу лечит. И ведь каких только питомцев нет в хозяйстве: тут и кролики, и коровы, и свиньи, и куры… Но не будем забегать вперед и расскажем обо всем по порядку. Ведь все на этом подворье разумно, добротно, красиво и на своем месте.

В небольшой, компактной хозпостройке первым делом мы видим клетки с кроликами – серыми, белыми, черными и даже в пятнышках. Ушастых здесь больше десятка.

– Это мамины кролики, – рассказывает Татьяна. – Она блокадница, ей 85 лет, но кроликами занимается сама. Ходит, собирает для них травку, листочки. Знает, какие можно и какие нужны. Зорко следит, чтобы сена в клетках побольше было – для тепла и для мягкости, и чтобы чистота была.

Кроликов в хозяйстве держат на мясо, но при этом сами фермеры крольчатину не едят.

– Не можем мы их есть, они такие хорошенькие, растим их с рождения, – смущенно улыбается Татьяна. – Так что кроличье мясо кушают только внуки, они у нас аллергики.

Закончив собирать травку для питомцев, к клеткам подходит Галина Николаевна.

– Сейчас маловато у нас кроликов, всего одиннадцать взрослых да малышей пятеро, – сетует ветеран. – Раньше бывало и по 30 штук держали

– Как вы ухаживаете за ними?

– С утра кладу сено, комбикорм, – перечисляет Галина Николаевна. – Собираю для них траву – одуванчики, сныть, тысячелистник они очень любят и пастушью сумку. А на зиму веники сушим – рябину, малину.

– Еще мама очень внимательно следит, чтобы всегда было закуплено вдоволь сена, – добавляет Татьяна. – Как только получает пенсию, сразу несет нам и распоряжается: купите сена.

Тщательно обработав обувь на дезинфицирующем коврике, мы проходим дальше, в ту часть помещения, где живут свинки. Такой же коврик лежит и перед входом в крольчатник, но к санитарным нормам в отношении свиней хозяева относятся особенно внимательно.

– Из-за эпидемиологической ситуации и африканской чумы свиней наши питомцы живут, можно сказать, в закрытом режиме, – поясняет Татьяна. – Мы не выпускаем их из загонов, не пускаем никого к ним, не имеем права покупать поросят в другом регионе и также сами не можем продать ни мясо, ни поросенка в другой район или область. Все в пределах нашего Приозерского района. Исключение только для борова – получив разрешение от ветслужбы, мы покупаем папусика на гатчинском племенном заводе “Пламя”.

Папусик – так ласково и забавно фермеры называют самцов-производителей в своем хозяйстве. Есть свой папусик у кроликов, есть и у свиней.

– Нашего борова зовут Шанс, – рассказывает младшая из сестер Зинаида. – Он не принадлежит к какой-то одной конкретной породе. В нем смешано несколько пород, поэтому у него более сильная генетика, он меньше подвержен болезням и дает отличное потомство.

Борова меняют каждые два года. Того, кто уже произвел два поколения хрюшек, отдают в другое хозяйство или подворье, а в Мельничные Ручьи приезжает новый папусик.

– Самочки у нас все свои, – продолжает рассказ Зинаида. – Свиней держим в основном на разведение. Очень удачно бывает, когда поросятки рождаются зимой. Тогда весной мы уже можем их продать и закупить комбикорма на весь год.

Мы проходим вдоль загончиков со свиньями, и Зинаида каждую называет по имени.

– Это Курноска, это Сильва, тут Манька, вот Дося, ее сначала хотели Пеппой назвать, но не прижилось, – смеется фермер. – А вот это Мотя.

– Мотя у нас – третья корова, – добавляет Штефан. – Она ест столько сена, сколько и коровы не едят.

– А что еще, кроме комбикорма и сена, едят свиньи?

– Они очень любят сладкие булочки, печенюшки, – улыбается Зинаида. – Мы сушим для них хлеб, варим кашу, картошку на походной кухне. Яблоками угощаем. Вообще свиньи всеядные. Но мы внимательно следим, чтобы наши маточки не переедали, получали необходимые витамины. Ведь если свинья слишком толстая, зажиревшая, она не сможет забеременеть.

Кстати, свиньи – отличные мамы и тщательно готовятся к рождению поросят. Даже вьют гнезда.

– Они делают подстилку, затыкают сеном и сухим навозом все щели и дырки, утепляют свой загончик, – рассказывает Татьяна. – Однажды мы наблюдали, как Сильва взяла в рот пучок сена и возила им по стенке. Со стороны выглядело так, как будто она протирала сеном доски. Свиньи очень чистоплотные и умные животные.

Несмотря на то что свиней в хозяйстве держат на разведение, рано или поздно приходит время забирать их на мясо. И рачительные хозяйки делают из него много вкусного.

– Я ездила на курсы, училась делать сыровяленую колбасу, ветчину, нарезку, тушенку, – рассказывает Зинаида. – Дети, внуки и мы сами едим с удовольствием, друзей угощаем.

Есть в хозяйстве еще две любимицы – коровы. Рогатые мать и дочь айрширской породы смирно стоят в уютном чистом уголке все той же компактной хозпостройки. Почувствовав, что рядом хозяева, они поворачивают головы, кивают и просят ласки. Татьяна и Зинаида не заставляют их долго ждать. Как только подходят к буренкам, сразу гладят и целуют их.

– Это Февралька, она мамочка, а зовут так потому, что в феврале родилась, – старшая сестра нежно треплет корову по ушам, гладит по бокам и щекам. – Ей 14 лет, и она скоро снова станет мамой.

В это время через перегородку к Татьяне тянется и вторая.

– А это Победа, она родилась 9-го мая.

– Доите вручную?

– Уже нет. Как начались проблемы с суставами, стала использовать доильный аппарат. А вот тут у нас лайфхак из телевизора, – смеется фермер и показывает натруженной рукой на щетку от швабры, приколоченную пластиковой щетиной наружу на уровне головы коровы. Рогатые красотки с удовольствием начесывают щеки об жесткий ворс. – Девочки оценили! И нам с сестрой подмога – чесалки всякие у нас есть, чешем их постоянно, но мы же не можем весь день рядом стоять. Вот швабры и спасают.

Молоко в семье фермеров очень любят. Летом надои доходят до 30 литров от одной буренки. Но при этом порой его даже не хватает на производство каких-либо других продуктов, потому что натурпродукт с удовольствием выпивают в первозданном виде, варят каши. Да и дачники не прочь купить парного молока. Зато когда молочного сырья вдоволь, Зинаида и Татьяна с удовольствием делают творог, сыры, масло.

– Мы используем цельное молоко, не сепарируем его, поэтому сметану не делаем, слишком жирная получается. Сразу сбиваем масло.

На мой вопрос, как же и с кого начиналось их хозяйство, Татьяна Розенов с улыбкой ответила:

– Началось с моего мужа. Мы же вообще дачники, коренные ленинградцы. И вот однажды случилось так, что на лето бабушка с дедушкой завели курочек, а осенью не смогли их убрать, чтобы уехать на зиму в город. Просто рука не поднялась. И наша бабушка впервые осталась зимовать здесь, с курицами. Потом, после смерти бабушки, и мама уже стала жить в домике. И тут Штефан возьми и спроси: мама, а вы бы хотели иметь корову? Мама, явно не подумавши, ответила “да”. Она была старшим бухгалтером карбюраторного завода и явно не понимала, что ее ждет. И Штефан купил корову. Хорошо, что рядом были соседи, местные, они и подсказывали поначалу, как доить, с какой стороны подходить, – смеется моя собеседница.

Обращению со свинками фермеры тоже учились по ходу, методом проб и ошибок, на советах бывалых и знающих людей. Татьяна вспоминает случай, когда опоросились две матки. Женщина заметила, что одна свинья деток кормит, а вторая, как только они к ней подходят, вскакивает и убегает, не дает себя сосать.

– Я к ветеринару, спрашиваю: почему? А она мне и объясняет: все поросята рождаются с клыками. И если их не подрезать или не убрать другим способом, свинье больно. При этом одна матка терпела боль, но кормила детей, хоть они ей чуть кусок соска не откусили. А вторая не была готова на такие жертвы. Пока поросятам клыки не подрезали, не подпускала к себе. Вот так на своих ошибках мы и учились.

За всю историю хозяйства с начала 90-х годов кроме коров, свиней, куриц, кроликов держали также и гусей, и коз.

– Сейчас животных у нас немного, возраст берет свое, тяжеловато. Правду говорит пословица: “С хозяйством не будешь богат, но будешь горбат”, – с сожалением говорит Татьяна и тут же, улыбаясь, добавляет:

– Но общение с животными, физическая работа дают нам душевные силы. И хотя прибыли мы не имеем, хозяйство себя окупает. Мы живем на природе, трудимся в удовольствие, кормим своих детей и внуков вкусными натуральными продуктами и нисколько не жалеем, что когда-то променяли Ленинград и престижные должности на жизнь на земле

Анна ТЮРИНА

Фотогалерея:

Галина Пенкина со своими ушастыми питомцами.

Штефан Розенов.

Татьяна Розенов с коровой Февралькой.

Свиньи – чистоплотные и умные животные.

В хозяйстве также растят бройлеров.

Зинаида Кузина из свинины делает сыровяленую колбасу, ветчину, нарезку, тушенку…

Из молока с удовольствием делают творог, сыры и масло.

Фото И. КОЛЧАК

Рассказать друзьям: