Сегодня в России отмечают День социального работника. Это профессиональный праздник тех, кто оказывает социальную помощь. Среди таких людей – работники реабилитационных центров, приютов, домов престарелых, медики, психологи, педагоги.
В Приозерске в апреле 1965 года было создано Государственное стационарное бюджетное учреждение социального обслуживания «Приозерский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». В 2019 году оно было реорганизовано и поменяло статус на Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение «Ленинградский областной многопрофильный реабилитационный центр для детей-инвалидов».
Сегодня в учреждении ежегодно получают социальные услуги более двухсот детей-инвалидов и около 50 родителей (законных представителей). При этом специалисты учреждения реализуют самые современные технологии социального обслуживания. Об этом красноречиво говорят показатели работы реабилитационного центра, постоянно повышающиеся уровни развития и качества жизни его воспитанников.
Немаловажно и признание профессионализма сотрудников и их большого вклада в свою работу в профессиональных конкурсах. На региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства в сфере социального обслуживания в нынешнем году директор Ленинградского областного многопрофильного реабилитационного центра для детей-инвалидов Ирина Грищенко заняла первое место в номинации «Лучшая практика реабилитации и абилитации инвалидов». Ее заместитель Ольга Авдокушина стала второй в этой же номинации. А сотрудник центра Ольга Фалева получила второе место в специальной номинации «За созидание и долголетие в профессии». Эти высокие награды будут вручены 11 июня – на областном профессиональном празднике, посвященном Дню социального работника.
Накануне корреспондент «Красной звезды» побывала в реабилитационном центре. Он расположен на довольно большой, окруженной лесом территории. Благоухание сирени и пение птиц, покой и свежий воздух создают ощущение санатория. Аккуратные, со свежим ремонтом корпуса органично вписываются в пейзаж, а в них – заполненные необходимым реабилитационным оборудованием кабинеты и помещения.
В здании ФОКа инструктор ЛФК Марина Федотова ведет неторопливые продуманные занятия по лечебной физкультуре с двумя девчушками. Они внимательно следят за Мариной Сергеевной и старательно повторяют упражнения.
В кабинете массажа специалист Нина Шмакова проводит процедуру бесконтактного гидромассажа для парнишки – он лежит на водном матрасе, а под ним перекатываются «волны», создавая для тела нужную нагрузку и воздействие на мышцы.
И все это проходит спокойно, без очередей и шума.
– Самое главное качество для социального работника – это эмпатия, – говорит директор центра Ирина Грищенко. – В первую очередь это сочувствие и ответственность перед больными беззащитными детьми. Профессиональные качества должны зашкаливать. Человек обязан понимать, зачем он пришел именно в это учреждение. И четко осознавать простую формулу: не дети для нас, а мы – для детей. Это ответственность один на один.
– Конечно, когда специалист обладает всеми перечисленными качествами, он выгорает – у него есть чему выгорать. И это очень тяжело, – добавляет Ирина Владимировна.
В реабилитационном центре детям-инвалидам оказывают социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые услуги, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг. Консультируют и родителей, обучают их методам реабилитации в домашних условиях.
Одно из важных направлений – это реализация специалистами учреждения современных технологий социального обслуживания. Например «Служба ранней помощи», где с детьми занимаются почти с самого рождения.
– Основная цель данной технологии – профилактика детской инвалидности, – поясняет заведующая отделением дневного и временного пребывания Елена Терешкович. – И чем раньше к нам попадает ребенок, тем больше вероятность ему помочь. Благодаря профессиональной медицинской помощи и занятиям со специалистами можно свести к минимуму ограничения ребенка в развитии либо вовсе избежать в будущем инвалидности. Поэтому мы обращаемся к родителям: если вы подозреваете у своего ребенка какие-либо отклонения в развитии, то не нужно ждать. Обращайтесь к нам, и, возможно, в будущем ваш ребенок не будет иметь проблем со здоровьем или они будут значительно минимизированы. В нашей практике есть примеры, когда мальчики и девочки с детским церебральным параличом вставали на ноги и начинали сами ходить. Конечно, это не один, а два и три года работы. И это не только комплексная социально-медицинская и психолого-педагогическая реабилитация в нашем центре, но и ряд операций в учреждениях здравоохранения, и гипсование, и период реабилитации. И дети встают! И когда такой ребенок делает свои первые шаги, мы аплодируем ему и плачем. Плачем от радости.
– И даже в том случае, когда у ребенка тяжёлые множественные нарушения развития, ни в коем случае нельзя жить, как в дне сурка, ограничиваясь только бытовым уходом, – продолжает Елена Петровна. – Ребенка нужно развивать, он реагирует, он понимает и делает свои успехи. У каждого они разные. Но кто-то из наших воспитанников, у кого были проблемы с коммуникацией, начинает петь, кто-то, как одна из наших девочек с РАС, вдруг сама встает в обруч во время спортивной эстафеты. Детки, которые никогда в жизни не сходили с маминых рук, берут за руку наших воспитателей и включаются в игру с детьми… Это их успех, успех наших специалистов и самое главное – успех родителей. Родители должны понимать, что с ребенком нужно заниматься постоянно, и дома в том числе. Ваш ребенок с вами на всю жизнь.
Сейчас в Ленинградском областном многопрофильном реабилитационном центре для детей-инвалидов реализуется технология социального обслуживания «Передышка» для оказания услуг детям-инвалидам в возрасте от трех до 18 лет, проживающим на территории Ленинградской области, имеющим III степень ограничения способности к самообслуживанию и III степень ограничения способности к самостоятельному передвижению. Время, проведенное с персоналом центра, проходит с пользой для этих деток и становится настоящей передышкой для их родителей.
Помимо стационарных отделений, также созданы и успешно работают стационарное отделение с временным (пятидневным) пребыванием и полустационарное отделение с группами пребывания по 4 и 8 часов.
Дети дошкольного возраста занимаются по адаптированным образовательным программам дошкольного образования с воспитателями, а педагоги дополнительного образования и инструкторы по труду реализуют адаптированные программы дополнительного образования, формируют и развивают у воспитанников культуру, здоровый и безопасный образ жизни, двигательную активность, сенсорную сферу и творческие способности, духовно-нравственные ценности, трудовые навыки, коммуникативную и эмоционально-волевую сферу. Воспитатели проводят коррекционно-развивающие занятия в зависимости от состояния здоровья детей своей группы.
Ну и отдельно стоит рассказать о клубе для родителей и детей «Территория тепла». О нем мало кто знает, но это настоящая отдушина для мам и пап особенных детей. Здесь они отдыхают, отвлекаются от проблем и забот, общаются, участвуют в семинарах и тренингах, обучаются методам реабилитации детей в домашних условиях. А самое главное – поддерживают друг друга.
– Дарить доброту и заботу – это главная наша задача, – уверена Ирина Грищенко
Анна ТЮРИНА
Фотогалерея:
Фото Д. ПОЛЯКОВА