Выставка, посвященную русским предпринимателям и меценатам

В рамках 27-го Петербургского международного экономического форума Русский музей впервые представил выставку, посвященную русскому купечеству и предпринимательству, которое сыграло важную роль не только в торговле, но и в установлении хозяйственных и логистических связей на огромных пространствах империи, в зарождении промышленности, железнодорожной сети, в развитии многих отраслей экономики нашей страны, а также в благотворительной деятельности, развитии культуры.

Уникальная по своей тематике и составу экспозиция в Мраморном дворце включает более 200 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и нумизматики из коллекции Русского музея. На выставке «Для Славы Всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII – начала XX веков» можно увидеть шедевры Григория Угрюмова, Алексея Венецианова, Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Павла Федотова, Андрея Рябушкина, Бориса Кустодиева и других мастеров живописи.

Купеческий портрет на выставке представлен во всем своем многообразии. Экспозиция дает представление о жизни знаменитых династий Демидовых, Яковлевых, Кусовых, Громовых.

На выставке можно увидеть и портреты предпринимателей, собиравших художественные коллекции, составляющие сейчас гордость Русского музея. Это Строгановы, Томиловы, Василий Кокорев.
 

В национальной живописи изображения предпринимателей появились еще в XVI веке. В XVIII веке создано значительное число изображений людей купеческого сословия, включая работы кисти лучших русских и иностранных мастеров, положившие начало своеобразным семейным портретным галереям.

«Выставка будет интересна современному поколению бизнесменов, жителям и гостям Петербурга, потому что это изучение нашей истории, истории тех сословий русского общества, которые повлияли на развитие всех сфер жизни Российской империи, в первую очередь отраслей экономики, начиная от развития железных дорог и заканчивая промышленными предприятиями. Для нас важно, что эти люди, чьи судьбы угадываются в этих картинах, были меценатами, благотворителями. Они играли значимую роль в поддержке русского искусства и заложили начало той традиции, которая не прерывается в России и сегодня. Крупнейшие культурные события, в том числе в нашем музее, происходят благодаря современным меценатам – потомкам тех, чьи портреты украшают наши стены. В этом и заключается глобальная идея выставки», – отметила генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

Открывают экспозицию ранние образцы светского портрета. Марию и Сергея Строгановых запечатлели братья Роман и Иван Никитины – первые отечественные мастера светского портрета.

Род Демидовых заявил о себе чуть позже, чем Строгановы. Как и Строгановы, Демидовы пополняли свою семейную галерею портретов. На парадном портретеработы Луи Токе предстает промышленник и меценат Никита Демидов. Через 30 лет его сын Николай в своем парадном портрете, отвечающем духу эпохи романтизма, был запечатлен Сальваторе Тончи. Еще один портрет работы неизвестного мастера изображает Николая Демидова в последние годы жизни в Италии.

В середине века появился созданный Миной Колокольниковым парадный портрет одного из богатейших людей России Саввы Яковлева. Это типичный, традиционный купеческий портрет.
Во второй половине века в среде купечества становится нормой заказывать парные портреты супругов. Таковы портреты четы ПаскихИвана и Прасковьикисти неизвестного художника.

В России работало много иностранных мастеров. Парадный портрет купца Вульфа, торговавшего в России, создан придворным художником Елизаветы Петровны Георгом Каспаром Преннером.

Француз Жерар Делабарт известен своими панорамными пейзажами Царского Села и Москвы, где часто изображены купеческие семейства, и можно увидеть немало примет торговой деятельности.

С начала XIX века изображения купцов и их жен составили значительный «поток». Они создавались крупными мастерами (Николай Аргунов, Алексей Венецианов, Дмитрий Антонелли) и множеством ныне не известных художников, в столицах и провинции.

Характерен для этой среды комплекс портретов трех поколений Кусовых – отца, Василия, его сына Ивана и внука Алексея, созданных с 1772-го по 1809-й неизвестными мастерами и Орестом Кипренским. На примере Кусовых видно, что купечество стало частью нового класса предпринимателей; сословное состояние, как и различия между производством и торговлей, стало терять значение.

В начале века был создан ряд необычных по своей ретроспективной природе, парадных портретов, которые должны были увековечить память о благодеяниях ушедших людей: это портрет Иоганна Броувера кисти Андреаса Каспара Гюне и созданное Романом Волковым изображение Петра Ларина.

Далее в экспозиции можно увидеть произведения, начиная со второй четверти XIX века, когда среди крупного купечества укрепилась традиция заказывать свои изображения значительным или хорошо зарекомендовавшим себя в купеческой среде мастерам.

На рубеже 1840–1850-х активно работал Сергей Зарянко, создавший ряд портретов женщин из купеческой среды. По-прежнему семьи заказывали парные портреты супругов (портреты купца и купчихи работы предположительно Гавриила Яковлева), свидетельствующие, о том, что материальный достаток постепенно стирал разницу во вкусах купечества и дворянства.

В первой половине века был написан ряд портретов предпринимателей – коллекционеров, чьими усилиями были созданы крупные собрания искусства, впоследствии пополнившие фонды ведущих музеев страны. Это Алексей Томилов, Федор Прянишников, Василий Кокорев, запечатленные Алексеем Егоровым, Сергеем Зарянко и Карлом фон Штейбеном.

Начиная с 1840-х появилось немало описательных произведений со сценами городской жизни. Это изображения купцов, разносчиков, ремесленников. Появлялись и купеческие портреты с активным жанровым началом. Уже в эти годы создавались работы с нотами критического отношения к реалиям жизни. Среди них «Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме)» Павла Федотова.

Чистая описательность проявлялась в русском искусстве и в последующие десятилетия. Таковы массовые сцены в местах городской торговли и панорамы крупнейших ярмарок Адриана Волкова и Алексея Боголюбова.

Во второй половине XIX века в более частых, чем прежде, женских портретах особенно сказалось представление о меняющемся облике купеческой среды. Картины Сергея Зарянко, Ивана Крамского, Павла Плешанова запечатлели купчих и как типичных представительниц своего сословия, и как светских дам.

Завершают экспозицию произведения искусства рубежа XIX – XX веков, когда активно развивался купеческий портрет, приобретавший черты светского. Свои изображения крупным художникам заказывали заводчики и фабриканты.

На грани ХIХ и ХХ веков, в годы бурного развития капитализма в стране, многие художники обращались к прошлому в поисках опоры, при этом оно идеализировалось (Андрей Рябушкин «Семья купца в ХVII веке»; Сергей Иванов «Семья»). Особое место тема купечества, в основном, провинциального, заняла в творчестве Бориса Кустодиева («Купчиха за чаем», «Масленица»).

Выставку дополняют произведения декоративно-прикладного искусства, предметы быта, мебель, фарфор, самовары и другие образцы «малых форм», созданные на прославленных мануфактурах и фабриках. Зрители увидят и большое количество предметов нумизматики: жетоны, акции, векселя, облигации, квитанции, расчетные листы, паевые свидетельства.

Выставка продлится до 5 августа.

Информация и фото предоставлены пресс-службой ГРМ

Рассказать друзьям: