Сегодня музей-крепость “Корела”, входящий в состав большого объединения музеев ГБУК ЛО “Музейное агентство”, является самым посещаемым из всех его филиалов. Научные конференции и семинары, фестивали групп реконструкций, зрелищные программы и праздники… По итогам 2023 года Приозерский филиал посетило более 130 тысяч человек. Сотрудники музея провели 800 экскурсий, 116 культурно-просветительских мероприятий. В музейных фондах хранится 22 тысячи экспонатов, рассказывающих о более чем 700-летней истории Корелы-Кексгольма-Кякисалми-Приозерска и строительной биографии крепости. Давайте вспомним, как все начиналось…
Иван Сергеевич Лукьянов – первый директор музея
Иван Сергеевич Лукьянов родился в Себежском уезде Витебской губернии (ныне Псковская область) 21 апреля 1910 года. В 19 лет приехал в Ленинград, работал в порту. Через три года был призван в армию в подводный флот. Служил на Балтийском и Черном морях, Тихом океане. Был уволен в запас в 1955 году в звании капитана 2-го ранга. Ветеран Великой Отечественной войны, награжден пятью боевыми орденами (Красного Знамени, Отечественной войны I степени и трижды Красной Звезды), 11 медалями, в том числе “За отвагу”, “За боевые заслуги”.
В конце 1950-х годов Иван Сергеевич приехал отдохнуть в Приозерский санаторий, и так приглянулся ему наш маленький городок на берегу Ладожского озера, что он остался жить в Приозерске. Именно здесь ему было суждено выполнить одно из самых важных дел в своей жизни – открыть и в течение 10 лет руководить Приозерским народным музеем.
Первая попытка создать в Приозерске государственный музей сразу после Великой Отечественной войны и разместить экспозицию в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы не увенчалась успехом. На организацию музея с 1948 по 1951 год было потрачено около трехсот тысяч рублей. Был сделан капитальный ремонт храма, приобретено оборудование, укомплектован штат: директор, научный сотрудник, уборщица. В фондах музея значилось 534 единицы. Музей готовился к открытию.
Но в начале 1951 года директор музея В. И. Громов был переведен на работу в областное Управление культуры. Со слов жителей Приозерска, все экспонаты музея, собранные к началу 50-х годов, были вывезены в подвал бывшей финской кирхи, где размещался городской Дом культуры. Часть предметов была похищена, часть испорчена от влаги, уцелевшие экспонаты (245 предметов, среди них – рыцарские доспехи, кольчуга, секира, алебарды, которые являются украшением музейной экспозиции сегодня) в 1953 году были описаны и переданы в библиотеку, школу-интернат, некоторая часть находилась на квартирах у краеведов.
Только в 1959 году на бюро горкома КПСС было принято решение об обращении за дополнительными средствами в Обком КПСС и Леноблисполком для восстановления здания будущего краеведческого музея и Круглой башни в крепости. В том же году при Отделе культуры была создана краеведческая группа для сбора экспонатов и исторических сведений.
В 1961 году из Управления культуры поступило распоряжение организовать музей в Приозерске на общественных началах. И в январе 1962 года Ивану Сергеевичу Лукьянову из Отдела пропаганды и агитации горкома КПСС, затем из Отдела культуры поступило предложение организовать народный краеведческий музей в Новом арсенале Старой крепости, стать его общественным директором.
2 февраля 1962 года вышло постановление исполкома Приозерского городского совета депутатов трудящихся “Об организации в г. Приозерске Народного краеведческого музея”. В решении исполкома был утвержден Общественный совет музея в составе 17 человек, а также указывалось создать при музее городское экскурсионное бюро.
Общественный совет, председателем которого был избран директор музея И. С. Лукьянов, немедленно приступил к работе: по радио передавались сообщения к населению города и района, расклеивались афиши о сборе экспонатов. Прием экспонатов проводил в Доме культуры ежедневно, кроме понедельника, руководитель краеведческой группы Л. Потемкин.
Одним из первых откликнулся на призыв мастер резьбы по дереву Иван Федорович Антонов. Он сдал в музей пять своих работ, среди них “Мужичок с ноготок”, “Пограничник с собакой”. Большое количество экспонатов стало поступать от местных школьников. Они приносили монеты, фотографии, гербарии, предметы быта, оружие, найденное на полях сражений Великой Отечественной войны.
На заседании Общественного совета разрабатывался примерный план экспозиции, включающий в себя три основных раздела: дореволюционной истории, советского периода и природы. Решено было попросить экспонаты в Ленинградских музеях. И. С. Лукьянову удалось получить действенную поддержку: 11 витрин, два шкафа в Зоологическом музее, каменный материал (72 экспоната) в Геологическом музее имени А. П. Карпинского, коллекцию нумизматики (44 единицы) из Государственного Эрмитажа. Музей А. В. Суворова передал комплект обмундирования пехотного офицера 1762-1786 гг., знамя “Благодатъ”, которые украшают современную экспозицию и находятся в Суворовской витрине. Получен был ряд экспонатов из Артиллерийского музея и Института археологии АН СССР, Военно-Морского музея.
Чтобы вдохнуть жизнь в готовящийся к открытию музей, Иван Сергеевич Лукьянов специально устроился на работу в Дом культуры руководителем кружка краеведения на полставки, чтобы заработать 30 рублей в месяц и нанять на эти деньги в музей уборщицу, смотрителя, истопника, дворника, сторожа и кассира в одном лице. Этим незаменимым человеком стала Г. А. Кузьмина, ставшая впоследствии заведующей фондами. Такое положение дел длилось пять месяцев, вплоть до создания при музее экскурсионного бюро.
Немало сил отдал Иван Сергеевич для открытия экскурсионного бюро. Поступления за лекции и экскурсии в первое время были единственным источником финансирования. По воспоминаниям Ивана Сергеевича, этому препятствовали в Приозерском отделении общества “Знание”. Он писал: “Мы победили лишь только потому, что были хозяевами крепости-музея, и лекторам из общества “Знание” ходить к нам с экскурсиями было не совсем удобно… Бюро оказалось рентабельным, и выручаемые средства позволяли оплачивать необходимые расходы”.
Так, в 1964 году музейная касса пополнилась на 2431 рубль 46 копеек, которые были израсходованы на гонорары лекторам и экскурсоводам, командировки, приобретение экспонатов, заготовку и распиловку дров, оплату электроэнергии. В первое время в смете экскурсионного бюро предусматривалась и оплата уборщице музея (она же сторож и истопник). В экскурсионное бюро вошли люди, которые отдавали краеведческой работе все свое свободное время после основной работы. Это педагог Т. Э. Мозалевская, заведующий парткабинетом целлюлозного завода И. А. Пирогов, библиотекарь В. М. Суркова, пенсионер И. А. Кислицын.
16 июня 1962 в здании Нового арсенала побывали председатель горисполкома С. Я. Иванов и первый секретарь ГК КПСС А. А. Седов. После знакомства с экспозицией они разрешили открыть народный музей. Документально это решение исполкома было зарегистрировано 17 июня 1962 года. В музее было три отдела. В первом, дореволюционном, шло повествование о древней истории Карельского перешейка, о городе Корела в составе Новгородской боярской республики, Московского государства и Российской империи, далее шли советский период и отдел природы. В экспозиции советского периода рассказывалось об истории советского Кексгольма-Приозерска, а также Великой Отечественной войне на территории Приозерского района. Экспозиция была оформлена самодеятельными художниками на заработанные экскурсионным бюро деньги.
В день открытия музея в нем было около 200 экспонатов. Но уже через год их стало свыше полутора тысяч, к началу 1964 года музей располагал без малого 2500 экспонатами. Через 10 лет, в 1972 году, в фондах музея числилось почти 4500 экспонатов. За первые два года было проведено около 500 лекций-экскурсий, Приозерскую крепость и музей посетили 55 тысяч человек. Впереди музей ждала большая и интересная жизнь.
М. ЛИХАЯ,
старший научный сотрудник
Фотогалерея:

Директор Приозерского музея Иван Лукьянов (справа) вручает памятный подарок посетителю, 1965-1969 годы.

Справа-налево: заведующая фондами музея-крепости “Корела” Галина Кузьмина, директор музея-крепости “Корела” Иван Лукьянов, солдат-кексгольмец Григорий Синилов и О. Иванова стоят у входа в музей, 1969 год.
Фото из коллекции музея-крепости “Корела”