Проект “НаркоНЕТ” продолжается. И сегодня мы познакомим читателя с историей жизни Яны – одной из сестер женского реабилитационного центра “Торфяное”, который входит в Сеть реабилитационных центров помощи наркозависимым “Обитель исцеления”. Эта девушка еще очень молода, но в ее жизни уже было очень многое: падение, физическое разрушение, моральное разложение, отчаяние, страх, одиночество, поиск спасения… Но благодаря стремлению исцелиться, надежде и внутренней силе сегодня взгляд Яны наполнен яркими искорками радости и спокойствия, а на губах играет улыбка. Она уже не та, кто прячется в тени, она выбрала свет.
– А ведь было время, когда во мне умерли уже все чувства – я не чувствовала ни любви, ни жалости, ни сострадания.
В Свято-Никольскую женскую общину автор проекта “НаркоНЕТ” приехала 2 августа – в большой православный праздник Ильин день. Поэтому перед тем как побеседовать с матушкой Николаей и воспитанницами, посетила праздничную службу в честь пророка Ильи, которую в храме Николая Чудотворца провел настоятель протоиерей Сергий Бельков, основатель “Обители исцеления”. На службе собрались воспитанницы, в настоящее время проходящие реабилитацию, сестры-волонтеры центра, выпускницы “Торфяного” со своими семьями.
Итак, служба окончена, и мы с Яной идем в сад, где под пение птиц и мирное мычание коровы – одной из питомиц общинной фермы, – девушка начинает свой рассказ.
До и после
В жизни каждого из нас бывают трудные времена, когда кажется, что все потеряно и больше нет сил бороться. Яна испытала истинное “море бед” и была на грани отчаяния. Она сама говорит: “Во мне умерли все чувства: любовь, сострадание, даже жалость”. Но когда кажется, что дальше некуда и нет надежды на лучшее, именно в такие моменты человек начинает искать спасения, инициируя изменения в своей жизни.
– Наша семья – самая обычная. Мама, я, брат, отчим жили в Московской области. Я очень хорошо училась в школе, окончила 11 классов и поступила в медицинский колледж. Хотела стать медсестрой, – улыбается девушка. – А в итоге столкнулась с такими проблемами, как алкогольная и наркотическая зависимость.
Как же все это случилось на ее пути?
– Молодость, гулянки, – пожимает плечами Яна. – Все как-то потихоньку, незаметно – сначала сигареты пробуешь, потом алкоголь. Ну а что такого? Да, ты примерная хорошая девочка, но ведь алкоголь и сигарета – это практически норма в нынешнем обществе. Очень многие курят, это вроде как не зазорно и не противозаконно. Алкоголь тоже в ходу практически у всех – по праздникам, после трудного дня, по выходным и так далее. Поэтому я вообще не видела никаких проблем в том, чтобы выкурить сигарету или выпить что-то алкогольное.
Обманчивая легкость, дозволенность, неосуждение со стороны общества и окружающих… И сначала все это кажется безобидным. Ты просто развлекаешься, смеешься и забываешь о переживаниях. Но вскоре алкоголь становится твоим постоянным спутником. У тебя создается иллюзия, что проблемы и трудности легче преодолевать под этим так называемым допингом, под веществами. Например, ты обиделся на маму, и вместо того, чтобы с ней поговорить, идешь гулять, куришь, пьешь алкоголь. И вроде проблема отступает. Со временем на твоем пути появляются люди, которые предлагают тебе наркотики. И ведь ты понимаешь, что это очень плохо и опасно, и противозаконно, и ты отказываешься – раз, два, пять, десять раз говоришь “нет”. Я же вообще будущий медик, я все понимаю. Это табу. Однозначно нет!
Но я находилась в обществе употребляющих людей. Причем довольно долго, может быть, даже в течение года. И да, я держалась, отказывалась, все понимала, но в какой-то момент не смогла отказаться. Почему? Сложно не тянуться за бутылкой, когда друзья собираются, беседы вокруг не могут не касаться алкоголя. Каждое “выпей, расслабься” звучит как соблазн, вызывающий колебания внутри. Наверное, я привыкла видеть этих людей, повседневной для меня стала картина, как они употребляют. Да и выпитый алкоголь расслабил. А тут еще очередная истерика – я снова поругалась с мамой. И вот, можно грубо, но честно сказать, что назло себе и маме я ответила: “А давайте!”.
– И ведь это правда, что зависимость от всех этих новых модных веществ развивается сразу, с первого употребления, – как будто даже до сих пор удивляясь разрушительной силе наркотических веществ, продолжает Яна. – Они настолько сильные и так мощно влияют на психику, что уже после первого раза твоя жизнь делится на “до” и “после”. И все.
Употребив запрещенные вещества “разок” в порыве обиды на маму и поддавшись на уговоры так называемых “друзей”, Яна моментально попала в ловушку. Девушке показалось, что у нее в голове произошла какая-то вспышка, как будто какие-то новые, поныне незнакомые эйфорические чувства и ощущения заполнили ее мозг и тело. Однако за этой головокружительной радостью скрывалась бездна, в которую Яна начала погружаться всё глубже.
– С того момента я только об этом и думала, – вспоминает она. – Мне хотелось испытывать эти ощущения снова и снова, я мечтала вернуться в то состояние, ведь мне было так хорошо. И я реально думала только о дозе. Это правда.
Девушке казалось, что наркотики стали ее спасением от проблем и стресса, однако вместо мнимого блаженства привели к полной утрате контроля над собой и своей жизнью. Ее дни превратились в бесконечный цикл поисков, ложных обещаний и углубляющейся зависимости. Она уже не могла различить, где заканчивается эйфория и начинается угнетение, какое ощущение приносит радость, а какое – лишь временное облегчение. Обиды на мать углубились, превратившись в горькое сожаление. Девушка теряла связь с теми, кто когда-то был ей близок, и погружалась в мир, где единственным спутником оставалась зависимость.
– Первым звоночком, что я иду не туда и для меня это может закончиться плачевно, стал пример того, что произошло с моим соупотребителем, – рассказывает она. – Я своими глазами увидела, к чему это все приводит. У человека начались проблемы с головой.
Испугавшись вида сошедшего с ума наркозависимого человека, Яна даже на какое-то время отказалась от употребления. Воспоминания о соупотребителе не оставляли её в покое. Но в итоге ни боязнь, что она может повторить его судьбу и попасть в психиатрическую больницу, ни даже страх смерти не смогли достаточным образом подействовать на девушку, заставить ее остановиться. Проблемы с психикой нарастали, но она пыталась игнорировать их, пряча переживания за маской безразличия.
– Твои мысли, мозг, тело настолько поглощены этой отравой и зависимостью, что ты только о веществах и думаешь. Тебе уже ничего неинтересно. Вот ты любил какого-то человека? А теперь уже нет, ты его уже не любишь. У тебя никаких чувств: ни стыда, ни сострадания, ни милосердия. Ты обманешь кого угодно, украдешь у кого угодно, лишь бы взять то, что хочется. Бесполезно взывать к совести или чувствам наркомана, уговаривать, плакать, просить – он не видит вас и не слышит. Наркотики – его единственная реальность.
Жизнь продолжала катиться под откос. Некоторые дни были особенно тяжелыми. Яна часто уходила в себя, словно искала укрытия от реальности. Каждый новый прием наркотиков приносил кратковременное облегчение, замазывая выпирающие углы ее жизни.
Однако почувствовав, что крыша уже “едет” у нее самой, что с головой творится что-то непонятное, что в ее жизни существует только наркотик и больше ничего, Яна сумела понять: пропадаю…
Делать что-то конструктивное было невыносимо – её мысли кружили только вокруг следующей дозы. Девушка чувствовала, как одиночество обвивает её, словно туман, лишая надежды.
– Я не знала, что мне делать, рядом со мной никого не осталось, – вспоминает она. – Мама уже не пускала меня домой, потому что я выносила вещи, украшения, золото, продавала их, чтобы купить дозу. Она мне сказала: я тебя больше не пущу, живи как хочешь, делай что хочешь.
За помощью Яна обратилась к бабушке, которая приняла заблудшую, но жаждущую спасения душу и в один день переправила ее в Санкт-Петербург к тете.
– Мне очень повезло, что все произошло быстро, как раз в тот крошечный момент просветления, когда я понимала, что надо спасаться. Если бы что-то отложилось или затянулось, хотя бы на день, то я снова провалилась бы в этот омут, – рассуждает Яна. – Часто бывает, что некоторые зависимые в какой-то момент осознают всю опасность и грязь своего пути и решают завязать. Многие даже уверены: ну все, я в завязке. Но проходит совсем немного времени, и они снова возвращаются на дно. И вот, чтобы не было возврата, надо рвать в один момент. Как пластырь с раны.
(Продолжение следует)
Анна ТЮРИНА
Фотогалерея:
Фото автора и предоставлены Ю. Мицкан






