“Старость – тоже радость”

В продолжение темы

Бурное обсуждение среди моих знакомых пенсионеров вызвала заметка С. Борисова «Старость – тоже радость» («Красная звезда» от 13 марта с. г.). Кто-то просто посмеялся вместе с автором, кто-то подтвердил: мол, всё так и есть, а кто-то с С. Борисовым решил поспорить. Все живут по-разному, в зависимости от того, кто где работал, какие у него жизненные принципы, устои и потребности. Нельзя при этом не брать во внимание родословную каждого и его воспитание в семье. Вот что получилось из обсуждения и какие доводы привели мои знакомые.

Николай Сергеевич:

– Конечно, старость – не приговор. Вот только болезни обостряются, становятся хроническими, появляются новые. Приходится жить осторожно, вполсилы. Душой-то, кажется, ещё молодой, а телесные недуги приземляют.

Особенно трудно смириться с этим мужчинам, отказаться от вредных, но таких прилипчивых привычек. Но, конечно же, и в старости есть свои прелести, особенно внуки – такие забавные, хорошие. Этим и живём.

Александра Ивановна:

– Много ли мне надо? В доме всё есть, обуть-надеть – тоже. Еду, правда, всегда вкусную и дорогую любила: икорку, красную рыбку, копчёную колбаску, шоколад… Сейчас и рада бы этим полакомиться, да не могу – здоровье не позволяет: большие проблемы с желудочно-кишечным трактом. На кашки, макароны, курицу перешла, а это продукты не столь дорогие. Так что пенсии в 26 тысяч рублей мне вполне хватает. Единственное, что на лекарства приходится деньги тратить – ну куда от этого деться?

О. А.:

– Как жить на пенсию в 30 тысяч и радоваться жизни? Не понимаю. Боюсь бросить работу, хотя ноги болят, ходить трудно, да и других проблем со здоровьем хватает. Одна «коммуналка» чего стоит! Живу одна в трёхкомнатной квартире. Дети разъехались, мужа давно нет. Все говорят: поменяй на однокомнатную, денег с продажи до конца жизни хватит. Не хочу я менять. Эта квартира мне дорога, здесь каждый закуток о прошлом напоминает. Сколько денег, сил вложено в эту квартиру! Расставаться жалко…

Татьяна Романовна:

– Большую пенсию не заработала, потому что в своё время деньги получала в «конверте». Тогда это меня (и не только меня) устраивало. Мы не думали, как в старости это «ауканье» откликнется. Приходится теперь сторожем подрабатывать.

Ольга Владимировна:

– Работу бросить не могу, иначе пенсии не хватит на наряды. В жизни всегда была на виду, с детских лет и до сих пор – в художественной самодеятельности. Для этого нужны новые красивые наряды, причёска, косметика. Да и в обычной жизни хочется на уровне быть – такой, какой меня привыкли видеть люди. В общем, надо «марку держать».

Нина Геннадьевна:

– Когда-то мы жили хорошо, у нас было своё семейное дело. Молодые о пенсии не думали. Казалось: всё будет так, как есть сейчас. Конечно, подкапливали понемногу деньги на «чёрный день», но «заначку» инфляция съела. Думали, что в старости своё дело никуда не уйдет, но вот наступила старость, и у меня, и у мужа начались проблемы со здоровьем. Своё дело, в силу обстоятельств, прогорело, а пенсии получаем минимальные. Приходится подрабатывать совсем не выгодным способом, спокойной старости не получается.

Юрий Петрович:

– Всё завидовал раньше тем, кто живёт за границей, в Европе, в том числе пенсионерам. А теперь не понять, что там творится. Не могу сказать, что у нас старикам прямо уж совсем жить невозможно, но хотелось бы, конечно, жить лучше. От прежних привычек на пенсии трудно отказаться. Раньше мы с женой много путешествовали, часто праздники с пышными застольями устраивали, дорогие подарки дарили друзьям. На пенсии потребности приходится усмирять. Да и друзей-то в наши 70 лет осталось уже меньше половины. Вот если только дети и внуки… Так они сами нам теперь помогают – спасибо им.

Нина Валентиновна:

– Мне, наверное, легче многих живётся на пенсии, хотя я думаю, большинство так живёт. Зарплата высокой никогда не была, и пенсии в 25 тысяч поэтому хватает. Конечно, не шикую. Да и зачем? Всё самое необходимое в мою маленькую квартирку худо-бедно уже нажито (работала до 63 лет), теперь пора и отдохнуть. Шторы, покрывала, как и одежду, до конца жизни не сносить, не говоря уже о мебели и посуде. Кое-что потихоньку всё же подкупаю: обувь, носки, полотенца… Единственное, за что боюсь – за холодильник. И то, думаю: если что – выкручусь, не удастся отремонтировать старый, новый в рассрочку куплю (есть в магазинах такая услуга). Если уж так не получится – к детям обращусь. Но это в самом крайнем случае: у них своя жизнь, а я привыкла в первую очередь рассчитывать на себя.

Александр Васильевич:

– Чего жаловаться, ныть? У каждого свой закономерный итог. Кто как представлял себе жизнь, так её и построил. Мой сосед-предприниматель работал день и ночь, сколачивал напитал для себя, детей и внуков, и сколотил, они его дело сейчас продолжают. А я как жил на одну зарплату, рано домой после работы приходил, отдыхал, так и сейчас живу на маленькую пенсию, немного подрабатываю. Но ни я не завидую соседу и его семье, ни тем более он – мне. «Что посеешь, то и пожнёшь», – говорят в народе. Истинная правда в этой пословице

Подготовила Н. ТРОФИМОВА

Рассказать друзьям: