Никто не забыт и ничто не забыто!

Проект «Культурный код»

О важности сохранения исторической памяти


Мы не случайно начинаем этот очерк со слов, знакомых всем нам с ранних лет. И сегодня расскажем о том, как в Отрадном сохраняют память о Великой Отечественной войне. О людях, для которых это не просто слова, а клятва, обещание помнить о тех, кто отдал свои жизни ради мирного неба над головой, это гарантия того, что уроки прошлого не будут забыты, а ошибки не повторятся.

В этом году мы будем отмечать знаменательную дату – 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Эта дата служит напоминанием для всех нас о необходимости бережно относиться к истории нашей страны и ценить мир. Наша святая обязанность – беречь правду о великом подвиге советского народа и передавать её следующим поколениям. Это миссия каждой семьи и всех образовательных учреждений. Так, на базе Центра внешкольной работы города Отрадное спустя два года возобновились занятия в детском объединении “ВИМод” (военно-историческое моделирование). Руководит детским объединением Илья Гребенюк, для которого сохранение исторической памяти не просто работа, а дело всей жизни.

СТОП, СНЯТО!

Интерес к военной истории у Ильи появился в детстве – именно тогда, в 80-е, любознательный мальчишка засматривался фильмами и зачитывался книгами о Великой Отечественной войне, подолгу перелистывал энциклопедии в поисках информации на военную тематику, с интересом посещал военные музеи и мемориальные комплексы, увлечённо изучал военную технику и собирал её масштабные модели. Получив медицинское образование, прошёл срочную и контрактную службу в должностях санинструктора роты и медика батальона. По окончании службы получил от командования части рекомендацию для внеконкурсного зачисления в университет – и поступил на факультет психологии СПбГУ. Особый интерес во время учёбы у него вызывала психология человека в условиях боевых действий. Выпускная работа на кафедре кризисных и экстремальных ситуаций была посвящена социально-психологической адаптации военнослужащих и сотрудников силовых ведомств.

Со временем благодаря своим увлечениям и познаниям в военной истории Илья начал работать в киноиндустрии – как в кадре, так и за кадром.

“Первый раз я участвовал в съёмках сериала “Ленинград”, который снимался в нулевых годах в окрестностях Санкт-Петербурга и в Ленинградской области. Мы с коллегами по съёмочной площадке исполняли военные роли по обе стороны противостояния. Сходились в штыковых атаках под рёв танковых моторов и звуки сработавшей пиротехники, которая осыпала нас песком и комьями земли. Осваивали под руководством каскадёров навыки игрового рукопашного боя, в котором нужно реалистично показать накал схватки и избежать травмирования окружающих тебя актеров. Работа в кинокартине позволила мне с головой погрузиться в события Великой Отечественной войны – ведь несмотря на то что кино всегда имеет некоторую степень допущения и художественного вымысла, сотрудники киногрупп стараются прилагать все усилия, чтобы максимально приблизить действия, происходящие в кадре, к реалиям времени, о котором рассказывает кинокартина. Для меня съёмки в исторических фильмах всегда были своего рода машиной времени; стоит повернуться спиной к камере, световым приборам и киногруппе – перед тобой наяву предстаёт картина иной эпохи: люди в костюмах прошлого, старинные здания, аутентичная техника и прочий исторический антураж, которым наполнена съёмочная площадка”, – рассказывает наш собеседник.

С каждой новой картиной работа в кино всё сильнее увлекала Илью. От участия в кадре в массовых сценах, групповках и эпизодах он перешёл к “закадровым” специальностям: был бригадиром массовки, администратором группы исполнителей боевых сцен, работал с профессиональными каскадёрами в группах, которые формировались в основном из спортсменов, бывших военных и реконструкторов, обладающих навыками владения соответствующим военным реквизитом – людей, привычных к риску и экстремальным условиям.

На съёмках сериала “Горюнов” Илья работал помощником ассистента по реквизиту и ассистентом по военному транспорту. Он занимался обеспечением для съёмок “огражданенной” военной техники, взаимодействуя с частными владельцами и различными военно-патриотическими организациями, имеющими современную и историческую технику – как настоящие образцы, так и аутентичные копии, сделанные в наше время по точным размерам, снятым с оригинальных музейных образцов. Будучи ассистентом по историческому и военному костюму, занимался подбором и предоставлением формы для военных различных эпох на съёмках целого ряда сериалов и полнометражных кинокартин. Работая в кинопроекте режиссёра И. Хржановского “Академик Ландау”, освоил должность помощника ассистента по актёрам, занимаясь поиском и подбором типажных людей на роли военных и обывателей периода 20-х и 30-х годов прошлого века. Интересной оказалась работа в кинопроекте режиссёра А. Германа-мл. “Бумажный солдат”, посвящённом первому отряду советских космонавтов. Перед киногруппой стояла задача отыскать на роли военных лётчиков людей, максимально похожих на своих исторических прототипов по росту, комплекции и по типажу, а в идеале – близких по физическому сходству. И стоит отметить, что создатели фильма успешно справились с задачей, поставленной режиссёром. Например, актер, сыгравший Юрия Гагарина, был поразительно похож на своего прототипа. Остальные участники отряда тоже подобраны тщательно и с максимально возможным соответствием. Помимо подобной закадровой работы, Илья снялся в роли офицера ВВС, присутствующего на тренировках будущих космонавтов.

“Важным этапом моего профессионального роста стала работа ассистентом по военному костюму в кинопроекте “Воздух” режиссёра Алексея Германа-младшего. Мы с коллегами по художественному департаменту кинопроекта – военными консультантами, сотрудниками костюмерного и реквизиторского цеха, постановщиками, бутафорами и декораторами – делали всё от нас зависящее, чтобы аутентичность разнообразных съёмочных площадок и внешнего вида профессиональных актёров и актёров массовых сцен была на высоте. И нам удалось добиться такого результата. Елена Окопная, супруга режиссёра, была главным художником кинокартины. Она всегда ставила перед сотрудниками группы высокую планку и лично контролировала все этапы выполнения заданий. Работа под таким руководством и во взаимодействии с ответственными коллегами по цеху учит качественно выполнять свои обязанности в любых, даже самых экстремальных условиях, которыми отличался этот проект”, – рассказывает Илья.

Как признаётся И. Гребенюк, по завершении работы на таком сложном и долгом проекте понимаешь, что тебя уже ничем не удивить в плане трудностей. И приходит понимание, что нет невыполнимых задач. Но есть цели, которые ради общего результата должны быть выполнены в срок и в полном объёме, невзирая на усталость, время суток и показания термометра, ведь нередко приходилось работать в экстремальных условиях, на пределе человеческих возможностей.

“Не раз доводилось ночевать на съёмочной площадке – в караване припаркованных на обочине дороги машин, в которых размещались различные департаменты, цеха, генераторы, матбаза киногруппы, – причём и осенью, и зимой. Но я склонен к аскетизму, привык к походной жизни, поэтому такие трудности меня не пугали. Даже когда была возможность ночевать и питаться в гостинице, я оставался на площадке в караване. Работа была увлекательная. Локации и съёмочные площадки сполна отвечали моим представлениям о своеобразной кинематографической “машине времени”. Фильм “Воздух” непростой, тяжёлый. Наверное, не всем он подходит для просмотра из-за натуралистичности некоторых эпизодов. Отдельные сцены в нём перекликаются с фильмом “Иди и смотри” Элема Климова. Но всё это реалии той жестокой войны, нашедшие отражение в кинокартинах. Война в реальности никогда не бывает красивой. Всегда есть в ней и жестокость, и неприглядные стороны. Отворачиваться от них – было бы предательством по отношению к памяти тех, кто всё это пережил лично.

В этом и состоит смысл слов “Никто не забыт, ничто не забыто”. Наш долг – помнить всё и по возможности – всех”, – считает Илья.

(Окончание в следующем номере )

Е. АЛЕКСЕЕВА


Фотогалерея:


Илья Гребенюк на съемках.

Экспонаты, созданные руками детей детского объединения “ВИМод”.


Фото Центра внешкольной работы города Отрадное
и из личного архива И. Гребенюка

PDF версия страницы

Рассказать друзьям: