Есть мнение, и не только мое
Когда-то железная дорога считалась самым надежным и точным транспортным средством. Поезда и электрички ходили строго по расписанию. Люди, ехавшие по делам или в отпуск, не боялись опоздать на встречу или к поезду. А уж о том, чтобы выехать за день до назначенного времени, и мыслей не было. Но в настоящее время приозер-цы и жители района выезжают в Санкт-Петербург заранее: за день, с вечера. На то. что электричка придет вовремя и не опоздает с прибытием в пункт назначения, надежды нет. Люди перестраховываются: пятидесятиминутные опоздания – это уже норма. Но ведь все чаще случаются опоздания серьезные: по 30-40 минут, по часу, по несколько часов!
Причем, опаздывать электричка начинает уже из Кузнечного. Вместо положенного времени отходит на 15-20 минут позже. Вот и сегодня, 13 июля. вместо 8.16 электричка отправилась в 8.30 и в Приозерск пришла в 8.50 вместо 8.36.
Из года в год мы стоим на станциях Громове, Мюллюпельто – пропускаем «товарняки», встречные электрички, пассажирские поезда и т. д. У приозерцев давно назрел вопрос: неужели за все эти годы не было возможности составить расписание так,чтобы не было этих простоев?
Но это еще не все. Само расписание электричек, то, как часто они ходят, вызывает у людей искреннее недоумение: как это в 8.36, а потом только в 16.12? А если мне нужно днем поехать?
Нужно поехать днем – выезжай с утра. Вдруг электричка опять простоит где-нибудь на путях, вот как раз ко времени и подъедешь. А приедет вовремя – поболтайся по местности пару часиков, скоротай время до назначенного. Расписание сделано не для людей – вот мнение пассажиров.
Вот так все выглядит со стороны. Но что реально происходит и кто в этом виноват?
Откуда у проблемы уши растут?
Разъяснение ситуации нам дала Юлия Михайловна Попова, начальник железнодорожного вокзала Приозерск:
– Прежде всего, что касается задержки электричек. В Кузнечном время отправления состава согласовано с прибытием Сортавальского дизель-поезда. И электричка не может его не ждать, если он запаздывает. Поэтому случаются задержки.
С простоями на станциях Громове и Мюллюпельто сложилась такая ситуация: приоритет в движении на железной дороге принадлежит грузовым составам: порой их нельзя останавливать. Да и диспетчеру выгоднее пропустить «товарняк» – к сожалению, это действительно так. Грузовые составы довольно часто выбивают электрички из расписания, если не выдерживают время, запаздывают.
С другой стороны, простой может быть вызван тем, что на пути что-то случилось. Ведь у нас однопутка, и если где-то что-то не дай бог ломается, то стоит вся линия, пока поломку не исправят. Нет возможности перейти на другую линию и продолжить движение.
Что касается расписания электричек. Заказчиком выступает дирекция пригородных перевозок «Транс-ком». Отдел движения компании «Транском» заказывает у отдела движения Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги определенное количество составов и расписание. И Санкт-Петербургское отделение выделяет столько составов, сколько может. Расписание электричек завязано на многие другие составы -пассажирские и грузовые поезда, вокзалы, и поэтому что-то изменить здесь очень сложно. Однажды было составлено оптимальное расписание, и вот уже последние пять-шесть лет время в нем меняется лишь на пять-десять минут.
Другой вопрос – как часто ходят электрички, их количество на линии. Это больной вопрос для многих пассажиров. Но надо сказать, что нерадивые пассажиры наказывают сами себя, а заодно и всех остальных. Дело в том, что дирекция пригородных перевозок «Транском» заказывает электрички, опираясь на данные статистики. И вывод о том, востребована электричка или нет, делает на основании статистики. Статистика же складывается из количества проданных билетов. А билеты не покупает практически никто. Люди ездят за те 20 рублей, которые собирают нерадивые ревизоры. И эта сумма – не штраф и тоже не может быть зачислена в статистику. И получается, что фактически электричка переполнена «зайцами», а по статистике, на которую опирается компания, – она идет пустая! Следовательно, она не востребована, она не окупается, и компании ничего не остается, как снять ее. Мы стараемся решить проблему с ревизорской службой. И призываем людей покупать билеты: вы вредите себе сами! Искаженная статист
ика приводит к тому, что вы лишаетесь дополнительных электричек. В этом году уже сняты ночной и семичасовой утренний составы. Это первый момент.
Второй момент. Очень многое зависит от активности людей. Если компания знает о том, что определенная электричка необходима людям, она ни за что не снимет ее с расписания. Вот, например, в прошлом году, исходя из данных той же статистики, компания хотела снять утреннюю четырехчасовую электричку. Когда об этом узнали люди, в основном со станций Громове и Лосево, которые ездят на этой электричке на работу в Санкт-Петербург, то они буквально подняли восстание и завалили «Транском» и Санкт-Петербургское отделение Октябрьской железной дороги письмами и заявлениями о том, что им эта электричка необходима. Электричку оставили. Такая же ситуация зимой с дневной электричкой. В организации есть заявления родителей из района, что их детям необходима дневная электричка, чтобы добраться и: школы до дома. И эту электричку никогда не снимут, она необходима.
Мы работаем для населения. И нам важно знать его потребности. А если возмущение людей заканчивается на кухне, то с таким под ходом проблему не решишь. У нас на вокзале есть книга жалоб, куда люди могут записать свои претензии, пожелания. Компания «Транском» и Санкт-Петербургское отделение Октябрьской железной дороги всегда принимают заявления. Реакция будет, это проверено годами и неоднократно.
«Зайцы», обилечивайтесь
Вот что получается. Пока на участке от Соснова до Кузнечного не проведут второй железнодорожный путь, поломки на единственной линии и необходимость пропускать грузовые составы будут тормозить все движение и задерживать электрички.
А до тех пор, пока мы будем ездить «зайцами» и способствовать тем самым искажению статистики, с расписания будут снимать электрички. За невостребованностью и неокупаемостью. А потом и билетную кассу закроют.
Кроме «зайцев» свою лепту в искажение важной статистики вносят нерадивые ревизоры, которые превратили электрички в свои личные кормушки. И пассажиры знают, что смогут без проблем проехать без билета и без штрафа, заплатив им 20 рублей за багажную квитанцию, а то и вовсе без квитанции, если далее контроля не предвидится.
И, конечно, в этой истории не обходится без вклада контролеров, которые выпускают пассажиров с Финляндского вокзала по этим квитанциям.
Анна ТЮРИНА
19 июля 2005