Тепло под контролем

О преимуществах грамотного обслуживания и эффективного использования автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП) и определяющем значении современных информационных технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства не понаслышке знают сотрудники компании ООО «ТеплоКонтроль».

Компания существует в городе Приозерске с 2017 года. Ее основные направления деятельности: обслуживание АИТП и узлов учета тепловой энергии, а также внутренних инженерных сетей зданий. В организации с момента создания вместе с руководителем трудятся четыре технических специалиста. При столь скромном штате «ТеплоКонтроль» сопровождает и поддерживает работу тепловых пунктов в нескольких десятках многоквартирных домов, кроме того, контролирует функционирование узлов учета тепловой энергии и состояние инженерных систем в ряде зданий бюджетных учреждений.

Успешно справляться с многозадачностью и работать с большим массивом данных позволяет рациональный поход к делу, в основе которого лежат цифровизация и автоматизация процессов. Подробнее об этом, а также о деятельности компании в целом и ее сотрудниках в беседе с корреспондентом «Красной звезды» рассказал генеральный директор ООО «ТеплоКонтроль» Антон Смирнов.

– Антон Андреевич, с какими объектами вы работаете?

– На сегодня обслуживаем АИТП в 41 многоквартирном доме в городе Приозерске, в большинстве своем это жилой фонд, находящийся в ведении УК «Партнер-СВ» – основного нашего заказчика, и два дома УК «Управдом», также, по линии приборов учета тепловой энергии, сотрудничаем с УК «Кузнечное-Сервис». Помимо этого, что касается внутренних инженерных сетей, работаем с такими муниципальными зданиями, как художественная школа, школа искусств, Центр детского творчества, детский сад № 5, городская и межпоселенческая библиотеки, Культурный центр «Карнавал» в городе Приозерске. В Шумиловской средней школе обслуживаем узел учета и тепловой пункт. По приборам учета у нас есть объекты в поселке Плодовое – Дом культуры, теннисный корт и бассейн.

– Расскажите о технических специалистах компании?

– Все они работают с 2017 года. При наборе специалистов мы особо не отталкивались от их технических навыков, нас больше интересовала ответственность каждого человека и желание развиваться, изучать что-то новое и двигаться вперед. К нам пришли те, кто не боялся работать. Это инженер-теплоэнергетик Александр Лексунов, техник АИТП Андрей Гаврилов и техник по обслуживанию узлов учета Андрей Канавин. Обучение навыкам работы с современным тепловым оборудованием проходили в процессе. Мы сотрудничали с консорциумом «ЛОГИКА», который осуществляет комплексное решение задач коммерческого учета энергоносителей и энергосбережения в целом в промышленности и коммунальном хозяйстве. Сотрудники этой организации принимали непосредственное участие при монтировании тепловых модулей и попутно проводили обучение наших специалистов. Так как мы стартовали в тот момент, когда массово начали вводить технологии АИТП в Приозерске, то основной сложностью на начальном этапе нашей работы был большой объем задач по приемке и первичной настройке автоматизации и удаленного мониторинга тепловых пунктов. Поэтому приходилось с наскока решать много задач. Была проделана большая работа по отладке всей системы.

Отмечу, что, несмотря на то что за каждым техническим специалистом закреплен определенный круг обязанностей, все сотрудники взаимозаменяемы, могут выполнять разные задачи, все получают допуски на выполнение работ как по электрике, так и по теплоэнергетике. Все ребята добросовестные и трудолюбивые. Лентяям здесь делать нечего. Работы очень много, и она специфическая. Ведь в случае возникновения каких-либо сбоев в работе оборудования, внештатных ситуаций мы должны реагировать и решать возникающие вопросы быстро и оперативно, в любое время дня и ночи.

– В чем основные преимущества использования АИТП?

– АИТП позволяют не только осуществлять автоматическое регулирование температурных режимов для поддержания комфортной температуры в помещениях, но и получать качественную горячую воду – как по соответствию нормам температуры, так и по составу воды. В целом работа тепловых пунктов напрямую зависит от их грамотного, своевременного обслуживания и эффективной грамотной эксплуатации. Надо понимать, что это достаточно сложное оборудование. И оно требует не только квалифицированного подхода в сервисе, но и анализа особенностей каждого объекта. Если мы стремимся к тому, чтобы установка АИТП вела себя адекватно, чтобы она стабильно и максимально результативно работала на экономию, на комфорт жителей, необходимо проводить аналитику. Чтобы делать анализ данных, их нужно регулярно получать, где-то накапливать, и весь этот массив обрабатывать, а вот здесь уже без применения IT-технологий не обойтись.

– Как это выглядит на практике?

– Мы в круглосуточном режиме ведем мониторинг, постоянно получая данные о работе каждого АИТП. Если же что-то идет не так, уже смотрим, анализируем, делаем необходимые корректировки. То есть, прежде чем наши сотрудники выезжают на объект, предварительно проводится обработка массива данных. Для оперативного реагирования и пристального мониторинга на мобильных телефонах наших технических специалистов установлены специальные приложения, позволяющие в удаленном режиме осуществлять мониторинг состояния и управление АИТП.

Вот, например, жители звонят в УК, говорят: «Нам холодно». УК обращается к нам. Мы сразу подключаемся удаленно, смотрим, что происходит на объекте в данный момент. Если по нашим показателям не видим прямой какой-то взаимосвязи, а жильцы все равно сигнализируют, что что-то не так, соответственно, мы выезжаем на объект для детального осмотра и диагностики на месте. Но иногда бывает достаточно подключиться и удаленно подправить какие-то параметры. Также хочется отметить, что двух одинаковых объектов не бывает, каждый объект, каждый многоквартирный дом индивидуален, даже если построены по одному проекту и внешне выглядят одинаково, но при этом внутренние инженерные сети могут очень сильно отличаться, здесь уже задействовано много факторов и условий.

– Но удаленный мониторинг не отменяет регулярного осмотра объектов на месте?

– Конечно, нет. Я бы даже сказал: «Категорически нет!» Не менее одного раза в неделю обход АИТП обязателен. Именно физическое присутствие специалиста на каждом объекте. Несмотря на то что тепловые пункты в основном своем функционале автоматизированы, но пока мы дистанционно не получаем весь объем необходимых данных для 100% диагностики. Однако мы к этому стремимся, для чего проводим частичную модернизацию оборудования. Поэтому даже если на объекте все благополучно, без физического присутствия технического персонала не обойтись.

– Какие основные задачи сейчас на повестке дня?

– Близится конец отопительного сезона. В связи с погодными условиями необходимо выйти на весенний режим эксплуатации. Есть определенные тонкости в каждом из режимов – зимнем, весеннем, осеннем. Они отличаются. То есть, например, температура на улице +3 в октябре, это далеко не +3 в апреле. Солнечная активность разная, и нельзя сказать, что весной и осенью установки работают одинаково. Это не так. Ну, и как я уже говорил ранее, нельзя забывать такой момент, как индивидуальность каждого дома. Под каждый дом разрабатывается индивидуальная программа управления АИТП.

– Как работаете в летний период?

– Лето у нас не сезон отдыха, как может показаться со стороны. Сфера теплоснабжения так не работает. В летний сезон как раз таки начинается активная работа для того, чтобы в отопительный период обеспечить стабильную работу без аварийных ситуаций. Летом у нас идет подготовка узлов учета – это поверки, ремонты. Далее идет подготовка тепловых пунктов – промывки, гидравлические испытания. Там, где мы обслуживаем инженерные сети, идет подготовка зданий к отопительному сезону. По итогу результаты проделанных работ предъявляются представителям ресурсоснабжающей организации с составлением соответствующих актов. То есть работа наша летом не прекращается. Она ведется круглогодично.

– С какими непредвиденными трудностями приходится иметь дело?

– Время не стоит на месте, и конечно, оборудование постепенно изнашивается, а следовательно, нуждается в ремонте. И здесь нас, как и многие другие сферы, не обошли стороной санкции. Некоторые позиции в используемом оборудовании производятся компаниями из теперь уже недружественных стран. Это привело к удорожанию комплектующих в два, а то и в 3 раза, сроки поставок тоже увеличились. И, к сожалению, не всё оборудование сегодня можно эффективно заменить на аналоги. Эти проблемы по мере поступления стараемся решать.

Иногда доставляют сложности любители животных. К сожалению, это непростая, тяжелая тема. Жители думают, что они делают очень хорошо, когда оставляют кошкам и собакам проходы в подвалы, но это не так. Как правило, животные погибают в подвалах, и не всегда это удается сразу обнаружить, думаю, не надо никому объяснять, какие антисанитарные последствия происходят в техническом помещении с температурой +30-+40 градусов при разложении погибшего животного. А сотрудникам нашей компании и управляющих организаций в таких, мягко скажем, не самых хороших условиях приходится проводить работу, которая занимает не пять минут, а два-три, четыре, а то и более часов. Животные зачастую повреждают теплоизоляцию, что приводит к увеличению теплопотерь. Также периодически животные нарушают защитную изоляцию на электропроводке, сигнальных кабелях узлов учета тепловой энергии, что приводит к выходу из строя узла учета и последующего ремонта. Бывают случаи, что жители выламывают вентиляционные проемы в тепловых пунктах зимой, когда на улице минус 20 градусов, и вот здесь уже возникает реальная угроза частичной разморозки трубопроводов АИТП, особенно это касается трубопроводов подпитки холодного водоснабжения. Все это в итоге приводит к дополнительной санитарной обработке помещений, к незапланированным и аварийным ремонтам, и в итоге – к дополнительным затратам по содержанию общедомового имущества. Это не повсеместно, но все же есть такая проблема. Мы тоже любим животных, но подвалы многоквартирных домов все-таки не место для них.

– Планируете ли расширять компанию?

– Да, конечно. Есть определенные наработки и планы по расширению направлений нашей деятельности. Изначально основное направление деятельности нашей организации – это именно обслуживание автоматизированных тепловых пунктов с системой погодного регулирования, и, конечно же, есть определенные планы по расширению именно этого направления. Для нас самое важное – обеспечить безаварийную работу инженерных систем, за которые мы отвечаем. Мы постоянно общаемся с жителями многоквартирных домов, проводим консультации и разъяснительную работу, общаемся с руководителями муниципальных учреждений, прислушиваемся к ним, видим существующие проблемы. Так сказать, держим руку на пульсе!

Беседовала Татьяна НОТА


Фотогалерея:


Техник по обслуживанию узлов учета Андрей Канавин за работой.

Антон Смирнов.

Александр Лексунов.

Андрей Гаврилов.

Фото автора

PDF версия страницы

Рассказать друзьям: