Уже и не припомнишь точно, когда в Приозерске впервые появилась служба такси. Ощущение такое, что эта услуга была всегда: появилась как раз вовремя и пришлась по душе приозерцам. И днем, и ночью по городу наперегонки снуют машины с шашечками. Горожане довольны: можно без проблем добраться в любую часть города в любое время.
Люди пишут
Но, как и всегда, в любой бочке меда есть ложка дегтя. В октябре прошлого года в редакцию пришло письмо от жительницы Приозерска. Она сообщила несколько нелицеприятных фактов о работе водителя одной из приозерских служб такси. По ее информации, водитель приехал на вызов уже с пассажиром, несколько раз грубо нарушил Правила дорожного движения (превышение скорости, пересечение сплошной линии при обгоне, преждевременный старт на светофоре). Когда мы позвонили в указанную фирму, в редакцию пришли ее представители. Женщины подтвердили, что такой случай имел место. Обещали принять меры и прислать в редакцию ответ. Однако на дворе февраль, а ответа нет.
Некоторые таксисты по-прежнему лихачат на дорогах. Пару дней назад я стала свидетелем того, как машина с шашечками чуть не сбила на пешеходном переходе пожилую пару. Не сказались на скорости торопыги ни «лежачий полицейский», установленный перед переходом, ни элементарные правила дорожного движения, предписывающие пропускать пешеходов на «зебрах».
Кроме того, довольно часто слышала от знакомых и не раз убеждалась сама, что некоторые водители не смущаются курить прямо в салоне, на ходу, открыв при этом окно (это зимой-то – горячие парни!) и не спросив мнения пассажира, любят слушать музыку на максимальной громкости и с удовольствием болтают по мобильному на темы, к работе вовсе не относящиеся. На просьбы пассажиров умерить свой пыл порой реагируют с агрессией или как минимум с недовольным выражением лица. Плюс ко всему, порой попадаются такие машины, что едешь и думаешь: а не развалится ли она прямо на ходу? И спешат, спешат и еще раз спешат, обгоняя, подсекая, нарушая… Инспектор по пропаганде ГИБДД Приозерского района Любовь Марсовна Якушева подтвердила:
– По статистике, водители такси наиболее часто превышают скоростной режим, проезжают на запрещающий сигнал светофора. Есть у нас одна машина – ВАЗ 2104 красного цвета – ее водитель практически всегда проскакивает центральный перекресток на красный свет.
Закон – один для всех?
Почти все перечисленные моменты легко снимаются, если обратиться к законодательству. «Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ» были утверждены первым заместителем министра транспорта РФ А. П. Насоновым 29 сентября 1997 года. В этом документе в разделе «Перевозка пассажиров в автомобилях – такси индивидуального пользования» говорится, что «легковые автомобили – такси индивидуального пользования должны быть технически исправны, обеспечивать безопасность движения, иметь соответствующую экипировку внутри и снаружи автомобиля», «курение в салоне и открытие окон разрешается только при обоюдном согласии пассажиров и водителя», «при посадке пассажиров в автомобиль – такси водитель обязан оказать содействие в укладке багажа, а по окончании поездки напомнить пассажиру о выгрузке всех вещей и багажа», «при предварительном заказе автомобиля – такси водитель обязан обеспечить подачу автомобиля ко времени, указанному в наряде».
В своде ПДД четко обозначена скорость движения в населенном пункте. Эти правила едины для всех, а таксистов касаются в первую очередь. Они возят людей и несут ответственность за своих пассажиров.
Что касается разговора по мобильному: пункт 2.7 Правил дорожного движения дополнен положением, запрещающим водителям «поль-зоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук» (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 № 67). Кстати, это не самый жесткий вариант ограничений на пользование мобильной связью за рулем автомобиля. В некоторых европейских странах водителям в движущейся машине вообще запрещены переговоры по телефону, даже если он оборудован устройствами, которые оставляют его руки свободными. Приложенная к уху во время движения телефонная трубка обойдется немецкому водителю в 60 дойчмарок, в США штраф за использование сотового телефона в машине составляет от 50 до 300 «баксов», во Франции размер взыскания достигает 30-70 евро, в Португалии «мобильного» водителя оштрафуют на 25 долларов, а польские «говоруны» рискуют расстаться с 1200 «баксами». В Испании болтливый водитель заплатит штраф в 300 евро. При этом, если деловой разговор или задушевная беседа повлекли создание аварийной ситуации, то использование телефона послужит серьезным отягчающим обстоятельством.
Как у них?
Правда, в законах ничего не сказано о том, как должны вести себя таксисты по отношению к пассажирам. Но, видимо, необходимость появления какого-то свода правил для водителей такси все-таки назрела. Во всяком случае, если судить по словам знакомых, собственному опыту и сообщениям средств массовой информации в разных городах России.
Такие правила (или кодексы) уже разрабатываются либо областными органами власти (и тогда это становится документом, требующим исполнения всеми перевозчиками на данной территории), либо конкретными перевозчиками в качестве внутренней инструкции. В марте 2003 года РИА «Новости» сообщило, что таксисты Великого Новгорода начали изучать правила «шоферского этикета». Занятия с таксистами проводили специалисты регионального института менеджмента и маркетинга. В течение двух месяцев они «пропустили» через бизнес-практикум по вопросам культуры обслуживания пассажиров около 200 водителей.
В Губахе (Верхнекамск) на базе муниципального автотранспортного предприятия проводились учебные курсы повышения квалификации водителей частных такси. Учебная программа состояла из пяти занятий, в ходе которых таксисты поработали над экзаменационными билетами по правилам дорожного движения, просмотрели видеофильмы, а после этого, сдав зачет, получили соответствующие удостоверения.
В Ижевске считают, что залог успеха такси — сочетание «хороший диспетчер, хороший водитель, хороший клиент». Представители последнего звена этой цепочки ведут себя порой непредсказуемо. Но по правилам транспортной компании таксисты в любой ситуации должны остаться вежливыми.
В Москве одна из фирм была сформирована с использованием западного опыта. Для того, чтобы устроиться водителем в эту фирму, образование не так важно, зато особенно ценится общий культурный уровень и уравновешенный характер. Кандидат должен внешне выглядеть прилично, если не сказать, привлекательно. Ему не разрешается курить в салоне автомобиля и спорить с пассажирами.
А как у нас?
Я обзвонила приозерские службы такси и задала два вопроса: «Есть в вашей фирме определенные нормы и правила поведения, обязательные для ваших водителей такси? Принимаете ли вы какие-либо меры, если поступает жалоба от клиента?»
Представитель такси «Шанс»:
– Все наши водители ознакомлены с общероссийскими правилами перевозки пассажиров – этот документ подшит у нас в папочке. Если поступает звонок от клиента с нареканиями на кого-то из водителей, то для нас это случай большого разбирательства и даже отстранения от работы. Сейчас жалоб практически нет, потому что те водители, которыми клиенты были не довольны, уже уволены.
Евгения Вадимовна, руководитель такси «Комфорт»:
– Специальных правил у нас нет. Главное правило для всех водителей – не хамить и нормально работать. Конкретно на нашу фирму жалоб практически нет. Конечно, звонки от клиентов поступают, но не всегда обоснованные. Порой люди просто путают фирмы. Увольнений и взысканий по жалобам клиентов у нас еще не было.
Елена Владимировна, заместитель директора такси «Фаворит»:
– Все наши водители получают инструктаж. И прежде чем взять человека на работу, мы выясняем, подходит ли он для работы в сфере обслуживания, берем информацию о нем в ГАИ. В обязательном порядке на машину должен быть техосмотр и стаж вождения не менее двух лет. Кроме того, у нас заключен договор с медицинским работником: каждое утро она проверяет наших водителей – измеряет давление и т. д. В самом начале нашей работы были некоторые претензии от клиентов, сейчас нет.
Игорь Соболев, руководитель «Такси+»:
– У нас в организации разработана должностная инструкция. Каждый водитель обязан ознакомиться с ней, подписать и выполнять все изложенные в ней требования. Кроме того, все водители ознакомлены с правилами перевозки пассажиров в РФ. На звонки клиентов мы реагируем так: проверяем обоснованность претензий. И, в случае вины водителя, сначала выносим предупреждение, при повторной жалобе – штраф, если на водителя продолжают поступать нарекания – увольняем. Кроме того, водитель обязан извиниться перед клиентом.
Клиент всегда прав?
Как говорится, любая ситуация – это палка о двух концах. Когда я разговаривала с представителями приозерских фирм такси, то все они, как один, поднимали тему поведения некоторых клиентов. Начиная с ложных вызовов, попыток проехать в такси в состоянии алкогольного опьянения, провезти домашних животных и заканчивая тем, что люди запросто могут вызвать машины из всех четырех фирм – какая раньше приедет.
«Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ» регламентируют и поведение клиентов: прежде всего, «автомобили – такси не предоставляются для перевозки инфекционных больных и лиц, находящихся в нетрезвом состоянии», «одновременный проезд разрешается: в легковом автомобиле – такси не более 4-х взрослых пассажиров» – так что возмущение пьяных компаний, что таксист отказался их отвезти, являются совершенно необоснованными. «Простой автомобиля – такси в ожидании пассажира (по его просьбе) разрешается не более 30 минут», а у нас часто таксистам приходится ждать клиента без предварительной просьбы, просто потому, что последний еще не собрал сумку, а машину уже вызвал. Такое поведение – просто неуважение к чужому труду и времени. «В салоне автомобиля – такси разрешается перевозить различные предметы и вещи, которые свободно проходят через дверные проемы автомобиля (без снятия ограничителей), не портят и не загрязняют обивку салона и его оборудование, не мешают водителю управлять автомобилем и пользоваться зеркалом заднего вида», «допускается провоз кошек, собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных в корзинах, сумках и птиц в клетках с глухим дном», «в легковых автомобилях – такси запрещается перевозка строительных материалов, огнеопасных, легковоспламеняющихся, взрывоопасных, отравляющих, едких и зловонных веществ, колющих, режущих предметов, оружия без чехлов или упаковки» – почему-то многие считают, что в такси можно и со свиньей влезть (я же плачу деньги!), водитель потом уберет. Это далеко не так, за поврежденную или испачканную обивку в салоне водитель может потребовать компенсацию.
Так что, претендуя на вежливость и точность от водителей такси, мы – пассажиры – должны, прежде всего, сами быть вежливыми и точными. Фраза: «я плачу деньги, поэтому буду делать, что хочу и как хочу» – здесь неуместна. Правила поведения в такси просты: нельзя отвлекать водителя во время поездки посторонними разговорами, давать советы, торопить. Вовремя выходить к машине и садиться лучше на заднее сиденье. Не закуривать и не открывать окна без согласия водителя. Заранее предупреждать диспетчера о возможной задержке, о заездах или о том, что вы торопитесь к определенному времени. Бережно относиться к автомобилю, в котором вас везут.
Вот и все основные правила. Соблюдая их, мы сохраним хорошее настроение и здоровье. Улыбнемся друг другу, ведь все мы – водители и пассажиры.
Анна ТЮРИНА
09 феврвля 2006 № 14 (10389)