62 года отделяет нас от той страшной зимы. В условиях вражеской блокады Ленинград выстоял и победил, показав миру выдающийся пример массового героизма.
Блокада Ленинграда вписана в историю мировой цивилизации как беспримерное событие, произошедшее в ХХ веке. 872 дня город с населением более трех миллионов человек находился в осаде, подвергаясь ежедневным бомбежкам и артобстрелам, в условиях голода и холода.
Память о тех днях жива
Только за пять месяцев погибли более миллиона мирных граждан. В первую очередь умирали беженцы из Ленинградской области (Псковская и Новгородская входили тогда в ее состав), а также из Прибалтики и Карелии. У них не было прописки, и им не выдавали карточек на хлеб.
С конца января 1942 года до августа 1943-го по ладожской «Дороге жизни» были эвакуированы около 600 тысяч женщин, стариков, детей, раненых бойцов. Многие из них погибли под бомбежками по время транспортировки по Ладоге, умерли в период длительного следования эшелонов вглубь страны.
Ленинград изготавливал и посылал на фронт снаряды, мины, авиабомбы, стрелковое оружие. Защищая город и освобождая его от блокады, погибли более миллиона воинов Красной Армии. В день освобождения 27 января 1944 года в Ленинграде насчитывалось всего 540 тысяч граждан.
В настоящее время в Санкт-Петербурге проживают около 150 тысяч блокадников, около 60 тысяч – в Ленинградской области и около 12 тысяч – в других регионах России, а также в странах СНГ и дальнего зарубежья.
До сих пор мы – дети блокады – помним, как падали на нас бомбы, рвались снаряды, выли сирены воздушной тревоги, умирали от голода дети. А сейчас находятся такие люди, которые говорят: «Надумали себе особую судьбу, не нюхали пороха, лежали в пеленках…» Чтобы восстановить справедливость мы стараемся чаще делиться с людьми своими воспоминаниями, рассказываем о блокадных днях.
Память о блокаде – это не только установка верстовых столбов на «Дороге жизни» и памятников Славы, но и повседневная забота о людях, переживших страшные дни. Блокадники Приозерского района объединены в одну общественную организацию.
Сейчас они все – очень пожилые, многим уже под восемьдесят. Но каждый, кто покрепче, старается помочь более слабым. В связи с этим хочется отметить Веру Александровну Малышеву, Нину Петровну Кавалерову и многих других.
Каждый из нас старается передать молодежи лучшие традиции ленинградцев. В школах проводим уроки мужества, рассказываем о их героизме. У нас установлена тесная связь с войсковой частью, а также кадетами Приозерской школы № 1, с которыми мы часто совместно проводим патриотические мероприятия.
Постоянно оказывают блокадникам моральную и материальную помощь глава Приозерского муниципального района Сергей Васильевич Яхнюк и депутат областного Законодательного собрания Сергей Николаевич Кузьмин. По мере необходимости администрация предоставляет нам автобусы для экскурсий по памятным местам, поездок в Санкт-Петербург на интересные встречи. Мы очень благодарны всем нашим помощникам.
Поздравляю блокадников, проживающих на территории нашего города и района, с праздником, желаю стойкости, здоровья, душевного тепла окружающих вас людей.
Л. ДОБРОГОЛОВЦЕВА,
председатель
Приозерского районного совета
общественной организации
«Жители блокадного Ленинграда»
Мне снится лихое время…
Для меня очень памятный день – 8 сентября 1941 года, когда над нами в небе не было ни малейшего просвета от снующих вверх и вниз, гудящих немецких самолетов.
Я, сидя на краю входа в землянку, пыталась их считать. Досчиталась до 500, и мама оттащила меня вниз. Мы молчали от гула, визга, грохота взрывов и ужаса, который нас охватил. Самолеты бомбили завод и бумажную фабрику, а мы были в двух километрах от них.
Как только самолеты улетели, все оставшиеся в деревне жители с узлами и котомками пошли толпой в лес. Там прожили зиму в землянках, а в начале марта 1942 года нас всех посадили на машины и увезли в ближайшие деревни.
Поселили в Новой Пустоши, где мы прожили до апреля, а оттуда перевезли в Ленинград, откуда эвакуировали 30 ноября 1942 года на «большую землю». Многое перенесенное в то лихое время снится до сих пор и уйдет из памяти только вместе с жизнью.
Как хорошо, что есть общество блокадников, которое нас объединяет, позволяет по возможности быть вместе. Большую и нужную работу по поддержке людей, переживших ужасы войны, ведет районный совет общества и заботится о них. Спасибо. Искреннее признание тем, кто входит в его состав.
В. СУРКОВА
Словно было вчера
Приближается 62-я годовщина снятия блокады Ленинграда, и хочется поздравить всех блокадников, доживших до этой даты, и пожелать отличного здоровья и долголетия. А районный совет общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» в лице Лидии Матвеевны Доброголовцевой и других поблагодарить за работу и пожелать и дальше проявлять заботу и внимание по отношению к пожилым, больным людям, пережившим тяжелое блокадное время. Особенно хочу поблагодарить Галину Васильевну Хабибуллину за большой труд по созданию книг памяти о блокадниках.
Тяжело вспоминать то тяжелое время, 900 голодных, холодных дней и ночей, ежедневные бомбежки, обстрелы города, гибель близких людей. Все это вновь и вновь встает перед глазами, как будто было вчера.
Перестали поступать топливо, продовольствие и все другие товары. Дома не отапливались, водопровод и канализация не работали, а морозы были свыше 40 градусов. Начался голод. Люди падали и умирали прямо на улицах и на рабочих местах. Особенно трудной была зима 1941-1942 годов.
Наша семья состояла из семи человек. Трое из них лежат на Пискаревском кладбище…
Мне было 18 лет, я работала на военном заводе, в литейном цеху, делала заготовки для отливки снарядов к «Катюшам». Трудились все самоотверженно, не считаясь со временем, без выходных и отпусков, ночевали на заводе. Все делалось для фронта и для победы, сам город был фронтом.
Особенно мне запомнились день и ночь под 1943-й год. Город сильно обстреливали и бомбили, над ним, словно новогодние фонарики, висели осветительные ракеты. А самолеты закидывали дома и объекты зажигалками и фугасками. На Ленинград было сброшено 100 тысяч зажигалок, на наш завод – 150 штук. Но ни одна их них не причинила ему вреда, все их мы сумели потушить, ведь все были обучены обороне и многое умели делать. 19 ноября 1943 года я была награждена медалью «За оборону Ленинграда».
После окончания Великой Отечественной войны работала геологом на Крайнем Севере, в городе Игарка на Кольском полуострове, в Сибири, на Урале. С 1964 года живу в Приозерске, имею стаж работы 52 года, награждена семью государственными наградами. Занимаюсь общественной работой, являясь председателем первичной организации ветеранов работников Приозерского горторга. Воспитала отличного сына.
Так что ветераны не сдаются и не стареют душой, несмотря на свои болячки.
Еще раз желаю всем блокадникам и ветеранам отличного здоровья и долгих лет жизни!
В. КОЗЛОВА,
инвалид войны, ветеран труда
Пережила и голод, и холод
Всю блокаду я находилась в Ленинграде, с 16 лет трудилась на оборонных работах. Как и все блокадники, пережила холод и голод. Награждена медалью «За оборону Ленинграда», всеми юбилейными медалями за победу над Германией, а также «60 лет снятия блокады» и «60 лет Победы», являюсь ветераном труда.
В Приозерск с мужем и двумя детьми приехала в 1951 году. Сейчас состою в обществе блокадников, являюсь членом ревизионной комиссии. Все мы живем здесь дружно, одной семьей.
Н. КАВАЛЕРОВА
Приятно, когда ты нужен
Я 1925 года рождения, жительницей Ленинграда была с 1929 года.
В обществе блокадников состою с 1995 года. Приняли меня в него с теплотой, неоднократно приглашали на праздники. Принимала я участие в благоустройстве аллеи защитников Отечества и городской территории. Приятно чувствовать себя нужной людям.
С. МИХАЙЛОВА
Как страшно это вспоминать!
В Ленинграде были голод и холод. Как страшно сейчас об этом вспоминать!
Мама отказывалась от эвакуации, но я совсем ослабла и перестала ходить. И мама решилась.
По ладожской «Дороге жизни» мы шли на барже на Кабону. Опасность и ужасы нас ждали впереди.
Массовые налеты вражеских самолетов с пулеметным обстрелом и бомбежкой… Кругом все кипело. Несколько барж с людьми были затоплены, и люди ушли в холодную воду. Отовсюду слышался плач детей. Наши истребители периодически отгоняли самолеты врага, но потери были огромными.
В Кабоне нас высадили, и тут вновь немецкие самолеты стали расстреливать и бомбить уже на берегу. Мама меня чуть не волоком тащила в укрытие. Увидев сложенные в штабеля доски, положила меня между ними и прикрыла своим телом.
Налет закончился, и мы вылезли из-под досок. Кругом было много убитых, стояли разбитые вагоны, на которых мы должны были эвакуироваться. Когда прибудут другие вагоны, никто не знал. Поэтому мама приняла решение вернуться в Ленинград, и на той же барже мы отправились обратно. Так мы стали блокадниками и все 900 дней и ночей осады Ленинграда об эвакуации не помышляли.
Работать с блокадниками в Приозерске я начала с 1990 года, занималась их учетом, а через год стала выполнять обязанности секретаря совета общественной организации «Жители блокадного Ленинграда». Эти обязанности исполняю до сих пор, вот уже 17 лет. Одновременно имею много других поручений.
А. БАЛАНДИНА
26 января 2006 № 8 (10383)