Патриотическое воспитание

Педагоги и воспитанники детского сада № 9 с интересом знакомились с фондами музея-крепости “Корела”.
В музее-крепости “Корела” последние месяцы реализовывался важный патриотический проект “Письма надежды”, приуроченный к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Проект был запущен сообществом музеев Ленинградской области и подразумевал, что фронтовые письма, имеющиеся в фондах этих музеев, будут зачитывать волонтеры, работники местных организаций, учащиеся образовательных учреждений и т. д. В нашем городе такая честь выпала педагогам и воспитанникам детского сада № 9.
Корреспондент “Красной звезды” побеседовала с руководителем музея-крепости “Корела” Светланой Бекетовой о том, как начинался проект и в чем его основная задача.
– Как пришла идея такого сотрудничества с детским садом?
– Проект музея-крепости “Корела” “Письма надежды” направлен на сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Источники личного происхождения являются особенно важными для всех нас, основываясь на эмоциональном восприятии трагедии и подвига нашего народа. Фронтовые письма передают нам всю палитру чувств и переживаний между солдатами и их родными, рассказывая о мужестве, героизме, вере, надежде и любви, обо всех жизненных трудностях в условиях войны. Письмо, хранящееся в фондах музея-крепости “Корела”, написано 26 ноября 1944 года воспитателем детского сада № 2 г. Советска Кировской области Смотриной Марией Михайловной на фронт. Размышляя о данном проекте, я понимала, что правильнее будет, если претворить его в жизнь совместно с педагогами и детьми, воссоздать по крупицам, стараясь передать все эмоции и чувства. Мы обратились к друзьям нашего музея – педагогам детского сада № 9 не случайно. Ребята подготовительной группы уже год посещают занятия по специально разработанной музейной программе. Музей они любят, чувствуют себя здесь свободно, понимают его значение и роль. Педагоги группы заинтересованы в приобщении дошкольников к традициям культуры и истории родного края. Воспитатель группы Светлана Мамонтова является организатором тылового добровольческого отряда “ТыДобрО”, помогая вместе с неравнодушными приозерцами участникам специальной военной операции. Поэтому здесь все сошлось воедино.
– Как письмо оказалось в фондах музея?
– По праву основателями краеведческого музея в нашем городе считаются первый директор музея Иван Сергеевич Лукьянов и выдающийся краевед, впоследствии старший научный сотрудник музея Левким Петрович Потемкин. Именно они разрабатывали концепцию музея, выстраивали межмузейные связи и сотрудничество, наполняли фонды новыми предметами. Тесная дружба с ветеранами 142-й стрелковой дивизии начала зарождаться именно в эти годы. Ветераны приезжали на места боев. В Приозерске, конечно, общались с музейными сотрудниками, таким образом положив начало комплектованию обширной военной коллекции музея.
В книге поступлений указана запись, что письмо Смотриной М. М. передано в музей в 1976 году Макаровым Виктором Сергеевичем. В годы войны он являлся старшим лейтенантом, начальником штаба 1-го стрелкового батальона 588-го стрелкового полка 142-й стрелковой дивизии. Данное письмо дополнено рисунками воспитанников детского сада № 2.
В фондах также хранится фотография Макарова В. С. с дарственной надписью музею: “Приозерскому краеведческому музею в день 30-летия освобождения города Приозерска”.
Читая письмо сегодня, с трудом понимаешь, как маленькие дети, оказавшись в пекле страданий и невзгод, смерти, разрухи и голода, осилили, вынесли то, что и взрослому преодолеть не всегда под силу. Война отобрала у них детство – светлое, счастливое, беззаботное. Но малыши, несмотря на весь ее ужас и потери близких, верят в победу, по-своему приближая ее: помогая взрослым, стараясь хорошо учиться, вести себя примерно. В каждой строчке письма, коротких стихотворениях детей – невероятная сила духа, вера, надежда в победу нашего народа. Именно такие письма придавали сил, помогали, дарили веру солдатам, находящимся на фронте.
Воспитатель пишет: “Дорогие товарищи! Бейте коварного врага, гоните все дальше за пределы нашей Родины. Ваши дети никогда не будут рабами немцев, и когда вы идете в наступление под разрывами мин и гранат, вы не знайте к врагу сожаления, вы деритесь за наших ребят!…”.
– Как реагировали дети на участие в таком проекте?
– Задача стояла не из простых для всех участников проекта. Педагоги детского сада Светлана Мамонтова, Лариса Сергеева, Татьяна Горюшина на занятиях в детском учреждении постепенно погружали детей в военные события, далее ребята неоднократно посещали музей. Методист музея Елена Данилова рассказывала о военном прошлом нашего края, героях Великой Отечественной войны. В музейной экспозиции ребята подробно ознакомились с экспонатами военного раздела: оружием, личными вещами участников войны, наградами, фотодокументами, а также рисунками детей тех лет, вложенных в письмо. Конечно, мы получили сильный эмоциональный отклик. Благодаря занятиям с педагогами, посещению музея малыши сегодня понимают весь ужас войны. У некоторых воспитанников отцы являются участниками специальной военной операции. Все ребята серьезно подошли к своей задаче: учили стихотворения с педагогами, уже в музее рисовали рисунки о войне, терпеливо и спокойно ждали своей очереди для записи выступления, старались передать чувства своих героев. Хочется отдельно отметить, что рисунки современных детей и детей из 1944 года похожи. Все малыши воспринимают войну как разрушительную силу, страшное горе и ужас.
29 апреля состоялась итоговая встреча в музее с просмотром получившегося ролика, который полностью сняли и смонтировали сами педагоги. И, знаете, с огромным интересом и особой трогательностью дети и мы, взрослые, просматривали ролик в музее, а после ребята узнали о мемориальной военной технике в парке у крепости. Завершилось наше мероприятие возложением цветов.
Я бы хотела поблагодарить педагогов детского сада № 9 за отзывчивость, участие и помощь в подготовке проекта, за сохранение исторической памяти. Мы выражаем надежду, что проект “Письма надежды” останется в памяти наших юных посетителей. Соприкоснувшись с фронтовыми письмами, они будут помнить о подвиге нашего народа, о страшной жизни детей в годы войны. Ведь понять и оценить настоящее, можно только сравнив с прошлым.
Ролик опубликован на странице музея в группе ВКонтакте, а также доступен к просмотру 9-го мая в экспозиции музея-крепости “Корела”
Маргарита КОТЕГОВА
Фотогалерея:
Фото предоставлено музеем-крепостью “Корела”