Герои СВО
В Приозерском политехническом колледже работает удивительный человек. Участник СВО, герой «Бахмутской мясорубки», а ныне преподаватель колледжа Максим Захаров. Родился и вырос Максим на юге, в городе Майкопе. В 2008 году он переехал в Приозерск и с тех пор жил и работал здесь. Непосредственно до участия в СВО у мужчины были свой автосервис и большой опыт в этом деле. Но в 2022 году случилась специальная военная операция, и он решил пойти добровольцем, несмотря на отсутствие боевого опыта и налаженную мирную жизнь. «Решил пойти, потому что нельзя убивать русских за то, что они русские», – говорит Максим.
И вот в июле 2022 года он был уже «за ленточкой», а в августе встретил день рождения непосредственно на боевых позициях. Семья поначалу отнеслась к решению Максима с небольшим непониманием, как к какому-то ребячеству. И это вполне объяснимо, ведь он не был военным и срочную службу в армии не проходил по состоянию здоровья. Но мужчина решил идти. Закончил с работой, все дела на гражданке и отправился в пункт сбора. Там прошел проверку, обучение на полигоне и в июле уже оказался на Бахмутском направлении.
– Первое время было непонятно, что происходит и почему так много людей хочет тебя убить, – вспоминает свои первые дни на линии боевого соприкосновения Максим. – Вообще, у всех по-разному бывает. Как нам старшие товарищи говорили: первый бой нужно просто пережить, ничего не делай, просто переживи его, все там без тебя сделают старшие товарищи. У меня первый бой получился довольно скомканный: были прилеты, ранило товарища в окопе рядом со мной, он прямо за моей спиной сидел. Мина прилетела на бруствер окопа, и он получил один осколок в шею, а другой в спину. Его нужно было срочно эвакуировать оттуда. Я и еще два товарища вытаскивали его прямо под минами, как-то уже даже не обращая на них внимания. Понесли раненого на импровизированных носилках из покрывала километра полтора по лесу. Эвакуировали и вернулись обратно, но лицом к лицу с противником тогда не встретились. Штурм не случился. Все было потом, в следующих боях. Но страха как такого не было. Когда понимаешь, что нужно делать, уже не боишься и не паникуешь. Спасибо старшим товарищам, которые очень серьёзно нас подготовили.
Несколько недель Максим был простым штурмовиком, потом был назначен командиром группы, а еще через какое-то время его отправили на обучение на ПТУР (ПТУР – противотанковая управляемая ракета. – Прим. ред.).
– Будучи командиром расчета на ПТУРе, подбил четыре единицы бронетехники, два танка и два БМП (боевая машина пехоты. – Прим. ред.), – перечисляет Максим, – шесть небронированных автомобилей, блиндажи, расчеты, в общем, работа была активная. Бахмутская операция только началась, и получается, что это была первая бронетехника, подбитая нами.
После того как Максим набрался опыта, его перевели инструктором в другой отряд – нужно было обучать новобранцев. Опытный боец Максим Захаров стал инструктором по ПТУР и обучил много расчетов. Позже уже его ученики начали подбивать вражескую технику, что не могло не радовать инструктора.
– Еще на гражданке, на полигоне, нас учили бросать гранаты, стрелять из гранатометов и автоматов, – делится боец. – А окопы, сказали, на передовой научитесь копать. Так и вышло – научился очень быстро копать окопы. Под обстрелом это делается на раз-два, хоть с лопатой, хоть без нее. В любом случае, все получали новый боевой опыт. Например, опыт штурмов в городах почти неприменим для операций в полях. А для штурма пятиэтажки совсем другие навыки нужны. Но там очень быстро учишься. Кто-то еще в самом начале СВО сказал, что чем быстрее учишься, тем дольше живешь. Это правда. Всецело поддерживаю.
Новый 2023 год встречали на позициях, и бойцам привезли носки с конфетами внутри и другие подарки. Но даже такая мелочь очень много значит для солдат, которые держатся на сухпайках порой по несколько месяцев подряд.
– Я никогда в жизни не думал, что так обрадуюсь простой апельсиновой газировке, – смеется Максим. – Были там и письма. Писали дети из волгоградских школ, а мне запомнилось одно письмо от девочки. Я читал, и просто слезы текли, да и все ребята читали эти письма и плакали. Это очень много значит для бойцов. Прочитаешь такое письмо, и всё, ничего мне больше не надо, я пошёл воевать. Боевой дух поднимает до неба.
После того как его участие в СВО закончилось, Максим не стал сидеть сложа руки. Фонд «Защитники Отечества» и социальные координаторы, помимо решения бытовых вопросов, получения льгот, также помогли ветерану боевых действий найти достойную работу, которая, самое главное, стала по душе нашему герою.
– У меня педагогическое образование было уже очень давно, с 2003 года, – делится Максим. – Я, правда, в жизни не думал, что когда-то буду педагогом. А тут оказалось, что в Приозерский политехнический колледж требуется преподаватель. Сначала я преподавал математику, техническую механику и спецпредметы. Сейчас, со второго полугодия, математику и техническую механику отменили у меня, потому что нагрузка по спецпредметам очень большая. А так, веду спецпредметы, практику у автослесарей, у автомехаников, передаю накопленный годами опыт, обучаю ребят. У них каждый день получается урок мужества: учу дисциплине, воспитываю патриотический настрой, насколько получается.
Конечно, ученики Максима Владимировича интересуются темой СВО и его боевым опытом. Постоянно стараются перевести разговор на эту тему. Педагог старается честно рассказывать им о том, что видел, доносить истории ребят с передовой, и как они умеют работать, полностью отдаваясь своему делу. И задачу учеников он видит в том, чтобы перенять этот опыт, научиться трудиться, потому что именно им мы передадим нашу страну, а передать ее нужно в хорошие, умелые и грамотные руки. Наверное, во многом благодаря такому серьезному подходу Максима Владимировича очень любят и ценят его ученики, к его мнению прислушиваются.
Наша беседа проходила во время практического занятия группы ребят с ОВЗ. Было видно, что мальчишки внимательно слушают своего преподавателя, искренне хотят научиться чему-то. Они обступили его плотной стеной, и мне даже трудно было сделать удачное фото. Настолько ребята были поглощены темой занятия, что даже не замечали меня с фотоаппаратом.
– Детей с ОВЗ некоторые педагоги называют трудными, – объясняет Максим. – Но я убежден, что трудных детей не бывает, как не бывает чужих детей. Они все наши. Просто кто-то не может сконцентрироваться, не может, к примеру, долго под диктовку писать. Нужно больше индивидуального подхода. С каждым нужно общаться, объяснять два, три, а то и пять раз. Большая редкость, когда кто-то с первого раза все схватывает. Вот и вся разница, ничего особенного нет. Об этом абсолютно чётко еще наш гений педагогики Антон Семенович Макаренко высказывался.
Специальная военная операция, несомненно, изменила нас всех. А тех, кто принимал в ней непосредственное участие, тем более. Люди переосмысливают многое в своей жизни, очень часто находя благодаря этому осознанную цель и смысл своего бытия.
– До спецоперации я всегда считал себя этаким крещеным атеистом, – вспоминает Максим. – Знаете, я в детстве был крещен, а так очень поверхностно и с ухмылкой к всему этому относился. И одной из моих задач на СВО было выяснить, есть ли атеисты в окопах. Выяснил – нет. Атеистов в окопах нет. На всех языках люди молятся там так, как никогда в жизни. Да и в целом все это очень сильно меняет понимание того, для чего ты существуешь. Осознаешь себя гражданином своей родной страны. Я был готов сложить голову, жизнь отдать за Родину. Многие мои братья отдали свои жизни. И мы не имеем права теперь жить вполсилы. Мы обязаны выкладываться каждый на своем месте, каждый должен работать до конца, как те герои, что погибли. Настоящие герои, они все остались там. И сейчас защищают наше мирное небо над головой. Поэтому мы просто не можем позволить себе расслабляться.
Маргарита КОТЕГОВА
Фотогалерея:
Фото автора и М. Захарова