Быстро, красиво и очень вкусно!

Ну не умеет Вера Максимовна много и складно говорить, нет такого дара. Зато посмотрите на руки её, когда она, повар с более чем 50-летним стажем, возьмётся что-то готовить.


Это ж песня, сказка какая-то! Ножичком тюк-тюк, и готов салат, и даже красиво разложен по тарелочкам. Вот руки отбивным молотком по пластинкам мяса прошлись, обмакнули их во взбитые яйца, обваляли в панировке, уложили в раскалённое на сковороде масло. Потом потомятся они в духовке, и вскоре готовы мягкие, пышные и удивительно вкусные отбивные. Тут и гарнир подоспел, да сверху зеленью присыпан и аппетитным соусом полит. Красота! А Вера Максимовна уже по тарелкам пахучий, исходящий дивным ароматом суп разливает. И всё-то у неё получается быстро, красиво и очень вкусно. Кудесница, да и только!

А ведь так не хотела она идти в повара, даже плакала в том далёком 1955 году, когда её устраивали на работу учеником повара в Приозерский комбинат общественного питания. Однако надо – значит, надо, и немногословная, но скорая на руку, стала Базанова осваивать эту профессию. Тут-то во всей полноте и проявился её особый дар.

Кафе «Ладога». Каждый житель Приозерска знает, что в этом заведении проходят многие свадьбы, торжества, юбилеи и прочие мероприятия. Места здесь достаточно, цены устраивают. И кухня хорошая. Раньше здесь была центральная столовая, в которой днём питались все желающие, то есть многие десятки людей. По окончании рабочего дня это был уже вечерний ресторан. Он пользовался успехом у горожан, да и у отдыхающих в санатории – тоже. Музыка, помнится, тогда была – автомат «Меломан», пять копеек опустишь – заиграет. И танцевали под пластинки.

Кухня была изумительная! Потому что многочисленные вкусные блюда готовили из свежих натуральных продуктов, потому что были замечательные повара. А лучшая – Вера Базанова.

Чрезвычайно скупая на слова, Вера предпочитала показывать себя в работе. Тут ей равных нет. Всё, что готовит, получается замечательно – пальчики оближешь, что салаты, что супы, шницеля или котлеты, зразы или гарниры. А заливное! Нет, вы пробовали её заливное?! Когда видишь эту дразнящую аппетитную вкуснотищу, а обоняние щекочет непередаваемый аромат – слюнки текут. Особое пристрастие, между тем, наша кудесница имеет к приготовлению курицы тушёной, фаршированной овощами с приправами, маслицем да сметанкой. Нет ничего вкуснее! Ну, да это, скажем так, – каприз художника.

А вообще-то, работа повара – труд очень нелёгкий, особенно был он таким в прежние годы. Одного мяса приходилось за день перерабатывать от двух до четырёх туш коров. Свиные и бараньи туши тоже через руки поваров проходили. Никаких машин, кухонных комбайнов, всё вручную, с помощью топора, ножа и мясорубки. Разрубить на отдельные куски, самым тщательным образом отделить мясо, распределить что-то на гарнир, на супы, на фарш, на отбивные, порционные блюда и т. д. И не только для своей столовой, а и для вечернего ресторана, для столовой АТП, а фарши и мясные полуфабрикаты – для магазинов кулинарных, магазинов при булочных.

Для своей центральной столовой днём готовили два блюда на первое, несколько блюд – на второе, третье. А вечером надо было обеспечить хороший стол для гурманов – посетителей ресторана, участников банкетов и прочих мероприятий, торжеств, юбилеев. Зал накрывали порой на 75 человек, которые ждут не просто разнообразных, искусно приготовленных блюд, но и красочно, по-банкетному оформленных. И люди не обманывались в своих ожиданиях.

В те годы не было электрических кухонных плит. Поэтому повара, когда рано утром приходили на работу, вначале со двора почты приносили дрова для плиты. Наносят, разожгут огонь, потом занимаются основными делами – разделывают мясо, ставят варить первые блюда, готовят вторые – жарят, парят… Да дрова время от времени подкидывают в печь.

Никаких приспособлений для котлов не было. Их, с пылу с жару, до краёв полные, поварам вручную приходилось по лестнице носить на второй этаж. Или противни с котлетами, рыбой, курицей… И так по несколько раз в день. То у горячей плиты повара исходят потом, то в морозильную камеру большого холодильника бегут за мясом. Работёнка не для слабосильных.

А немногословие Базановой сыграло однажды с ней некую шутку. Ежегодно поварам надо было подтверждать свою категорию, для этого устраивались своего рода экзамены. Повара должны были приготовить блюда на заказ, принести на пробу и суд жюри, состоявшего из своих же работников. И рассказать технологию приготовления того или иного блюда.

Вера Базанова была уже поваром шестого, высшего, разряда. На суд жюри принесла потрясающе приготовленные блюда. А рассказать? В тот раз она почему-то так разволновалась, так растерялась, аж до слёз, и слова не шли с языка. Члены жюри поулыбались, успокоили мастера – золотые руки и, конечно, поставили высший балл.

Заведующей производством тогда была Смирнова. Валентина Гурьяновна всех держала в строгости, у неё всегда был порядок на производстве да и во всём предприятии. А Вера Максимовна стала её правой рукой, тоже поддерживала порядок, следила, как идёт приготовление, из каких продуктов, как разложена продукция, как хранится в холодильнике.

В те годы со временем не считались, трудились столько, сколько надо было для качественного обслуживания покупателей, потребителей. И получалось, что приходили рано утром и заканчивали очень поздно.

Так, почти на работе и родила Вера своего сына Сашеньку. В декрете, правда, ни дня не бывала, приступила к своим поварским обязанностям сразу после родов. С сыном водилась её мама. Она же приносила малыша чуть ли не на кухню, чтобы молодая мамаша могла покормить грудью. И Вера улучала минутку, выходила в коридор, в укромном месте за ящиками кормила сыночка. Напоследок поцеловав и передав его матери, снова шла к разделочному столу, к плите, к своей работе.

Сейчас Вере Максимовне 71 год. Только три года назад на отдых пошла по-настоящему. Что имеет за более чем полувековую напряжённую работу? Небольшую пенсию, медаль «Ветеран труда», грамоты и благодарности. Если раньше ни разу на больничном не бывала, то теперь многолетний нелёгкий труд даёт о себе знать, и все-то косточки болят, особенно – ноги. Это уже профессиональное, ведь за весь хлопотный день, бывало, на минутку не присядешь. Да и полы на кухне всегда бетонные, холодные. Потому здоровьишко-то и пошаливает.

Но и сейчас то и дело из родного кафе «Ладога» к ней по привычке обращаются:

– Вера Максимовна, выручайте!

Безотказная, она обязательно идёт помогать. И сердце радуется, признаются работники кафе, когда Вера Максимовна на кухне. 40-60 порций надо приготовить – горячего, второго? Да нет проблем! Есть, конечно, проворные повара, тоже быстро готовят. Но чтобы получилось ещё и красиво, и вкусно, как у Веры Максимовны, – таких не знаю.

Сын ворчит, конечно, чтобы на работу не ходила, чтобы отдыхала:

– Денег, что ли, не хватает? Я ведь всегда помогу, если надо.

Но не из-за денег она. Когда просят помочь – как откажешь? Разве плохо, что кто-то в тебе всё ещё нуждается?! Вот и идёт, и готовит вкусности, и радует своим искусством людей.

Родное предприятие тоже в долгу не остаётся. У Веры Максимовны внучка есть, Кристина, недавно свадьбу ее справили. Торжество проводили, конечно, в кафе «Ладога». Вере Максимовне так хотелось, чтобы у единственной внучки большое жизненное событие прошло как можно лучше. Всё порывалась:

– Может, я приду, помогу?

Её успокаивали:

– Вера Максимовна, не расстраивайтесь. Всё сделаем в лучшем виде!

И, действительно, всё получилось хорошо, душевно. Вот и славно! Да и разве могло быть иным отношение к заслуженному человеку?!

Михаил ЛИСЮК

06 ноября 2008 № 126 (10800)

Рассказать друзьям: