Здесь отогревают детские сердца

Недавно я побывала в детском доме-интернате в пос. Сосново. Аккуратное здание, порядок и чистота во дворе, уютные, красиво оформленные игровые, учебные комнаты и спальни. Дети ухожены, окружены заботой и вниманием педагогов и воспитателей. Но проблем у детдома немало, и основная задача взрослых – помочь детям не сломаться в их непростой жизненной ситуации, вернуть им веру в людей и надежду на будущее.


Сосновский специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии существует с сентября 1996 года. На момент открытия в нем воспитывались дети только дошкольного возраста. Постепенно возрастной состав детей менялся. И сейчас, из-за закрытия на капитальный ремонт детского дома-интерната в Приозерске, здесь живут и воспитываются 45 детей в возрасте от 1 года до 17-ти лет. В основном это дети из Приозерского района.

В детском доме сейчас всего четыре сироты, у 27 детей родители лишены родительских прав. Остальные дети попали сюда из семей риска по заявлениям. Но и они могут остаться без родителей, если те не выполнят предписанные социальными службами условия – не устроятся на работу, не улучшат жилищные условия и т.д. Например, сейчас здесь живут трое детей из одной семьи, младшей девочке всего 11 месяцев. Их мама написала заявление с просьбой забрать детей в интернат на время, пока она не справится с материальными трудностями. Женщина обещала взять детей в апреле. Хотя в заявлении срок пребывания детей не указывает, что означает автоматическое оставление детей здесь на год. А однажды эта мама уже просила забрать ребенка в детский дом по описанной выше причине. Тогда ребенок был один, сейчас их трое. Рожая еще детей, она в то же время не стремится улучшить условия их жизни. Просто снова и снова отдает их в интернат.

Порой, отдавая детей в интернат на время, родители как бы забывают об их существовании – не навещают, а по истечении отведенного срока не забирают ребятишек домой. В таком случае решается вопрос о лишении мам и пап родительских прав.

Поступая в детский дом из неблагополучных семей, дети в основном имеют как физические заболевания, так и психические расстройства. Некоторые ведут себя агрессивно, убегают из детского дома, систематически пропускают занятия в школе, обманывают воспитателей. Взрослые прикладывают все усилия, чтобы «отогреть» детей, искоренить в них вредные привычки. Работа большая и порой неподъемная. Ведь определенное представление о жизни уже сложилось у большинства детей старше семи лет, попавших сюда из неблагополучных семей. Они привыкли ни перед кем не отчитываться, делать, что хотят, и ходить, куда хотят. Многие ребята жили просто сами по себе. Но в то же время они обижены, что их разлучили с родитлями.

– Они спрашивают: зачем вы забрали меня? Мои мама и папа хорошие, – рассказывает директор детского дома Раиса Нургалимова. – Врагами для них становимся мы. Вот прибыл к нам мальчик. Совсем еще ребенок, но уже привык к общению с такими асоциальными ребятами, что даже общался на жаргоне. Вообще был поначалу колючим ёжиком. И сбегал, и грубил нам, не слушался. А сейчас он уже может сам подойти к воспитателю, может позволить себя обнять, поцеловать в щечку. То есть он уже в какой-то мере стал доверять людям.

Сбегают дети чаще всего домой, к своим родителям. Вот сбежал один парнишка, пришел к маме. Она его не оттолкнула, он жил у нее. Но мама уже лишена родительских прав на своих двоих детей, и по закону ребенок не может находиться у нее. Когда мы приехали за ним, он плакал, просил не забирать. При желании на определенных условиях мама могла бы оформить документы и написать заявление, чтобы мальчишка летом пожил у нее. Но она этого не сделала. Создается впечатление, что сын ей просто не нужен. Тем более что сейчас она родила уже третьего ребенка, на которого еще не лишена родительских прав.

Но есть примеры, когда родители делают все от них зависящее, чтобы восстановиться в своих родительских правах: лечатся, устраиваются на работу, полностью меняют стиль своей жизни. За 2007 год было два таких случая.

Вообще же за прошедший год в приемные семьи взяты семь детей, шестеро ушли под опеку, десять детей вернулись в родные семьи.

Но был неприятный случай уже в 2008 году: любящая выпить мама закодировалась, подлечилась, устроилась на работу, собрала все справки, забрала детей… Но через две недели сорвалась и снова запила. И вернувшихся было в родную семью детей забрали обратно в интернат. Ну как им после этого не озлобиться и не замкнуться в себе?

Чтобы стимулировать в живущих в детском доме детях желание хорошо себя вести, успешно учи-ться, привить детям трудовые навыки, воспитать в них уважение к своему труду и труду окружающих, в детском доме решили организовать экономическую игру. Учитывая желание детей иметь в личной собственности вещи, которые имеют дети, живущие в семьях, педагоги предложили ребятам включиться в соревнование. Изучили опыт коллег и организовали детский магазин, в котором стоимость вещей указана не в рублях, а в баллах. По разработанным условиям баллы можно заработать за успеваемость, хорошее поведение, участие в общественной жизни (соревнованиях, концертах), оказание посильной помощи в работе на участке. Но можно и потерять их за различные нарушения.

Итоги подводят в конце каждого месяца. А затем открывают небольшой магазин, где каждый ребенок может приобрести на заработанные им баллы желанную вещь. А купить здесь действительно можно многое. Узнав о новшестве, многие организации и предприятия (например, Сосновский «Облмяспром», «Сосновоагропромтехника», «Сосноагроснаб», ООО «Орика») выступили спонсорами и помогли заполнить магазин товарами. С их помощью в детском магазине появились мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, спортивные костюмы, модная одежда, MP3-плейеры и многое другое.

– Эту работу мы проводим уже три месяца. Сначала некоторые ребята с недоверием отнеслись к нашей затее, не собирали баллы, продолжали прогуливать уроки, – рассказывает Раиса Константиновна. – Но потом, увидев, что их товарищи действительно покупают на заработанные баллы мобильные телефоны, косметику, одежду, поверили нам и активно включились в соревнование.

Такой метод является хорошим стимулом для повышения успеваемости, коррекции поведения, развенчания мнения многих воспитанников интерната, что государство должно их обеспечивать. Ребенок своим трудом, как и взрослый, зарабатывает на то, о чем мечтал. И учится понимать, что материальное благополучие каждого человека достигается собственным трудом, а не дается свыше.

Анна ТЮРИНА

03 мая 2008 № 49 (10723)

Рассказать друзьям: