Странные звонки

Что делать, если незнакомые личности «обрывают» ваш телефон и требуют погасить кредит, который вы не брали?

Последние несколько лет в криминальной хронике периодически сообщается о случаях неправомерного поведения так называемых «коллекторов» – неких «специалистов по возврату задолженностей».

Это когда взявший потребительский кредит гражданин и вовремя его не вернувший или даже не уплативший очередной оговоренный платеж подвергался психологическому или даже физическому воздействию со стороны приглашаемых кредитором (т. е. организацией, выдавшей кредит) неких лиц, объявляющих себя представителями (инспекторами, консультантами и т. п.) каких-то агентств, компаний со звучными названиями.

В средствах массовой информации, как правило, сообщается о крайних случаях неправомерного поведения этих «коллекторов»: порча замков на входной двери в жилье граждан, измазывание краской входных дверей и даже поджоги имущества.

Настоящая статья предназначена для тех, кто не имеет долгов по кредитам, но тоже стал объектом для произвола, потому что кто-то из его знакомых или родственников взял потребительский кредит.

(Термин «коллекторы» заключаю в кавычки, так как под видом коллекторов могут действовать некие образования, даже и не зарегистрированные в установленном законом порядке как коллекторские.)

Как правило, происходит это по телефону. Звонит некое лицо, скороговоркой представляется инспектором, консультантом и т. п. какой-то организации со звучным названием или отдела непонятно какого учреждения – это если только можно будет разобрать сказанное. Неожиданный собеседник(ца) в наступательной манере, строго или как бы проникновенно – в зависимости от избранной тактики, игнорируя задаваемые вопросы или возражения, начинает справляться о каком-нибудь вашем знакомом или родственнике, о его местонахождении и т. п. Можно сообщить, что такого здесь нет. При повторных подобных звонках сразу класть телефонную трубку (отключиться) и не вступать в навязываемый разговор: разве вы обязаны неизвестно кому о чем-то докладывать?

Следует быть готовым к тому, что будут звонить с подключением заранее изготовленного голосового обращения, где вас прямо будут называть должником и предлагать связаться по называемому номеру телефона.

Такое же по технике исполнения сообщение может быть о том, что, дескать, вам не следует выезжать из вашего населенного пункта, так как к вам домой должны прибыть некие лица, которые вместе с вашими соседями и участковым будут описывать ваше имущество для погашения долга, но чтобы этого не было, нужно позвонить по такому-то телефону. Бывает также сообщение о намерении вот-вот начать против вас «судебное преследование», если, конечно, не позвоните по такому-то телефону.

Все подобные сообщения, конечно, ничего, кроме смеха, вызвать не могут, как заурядная клоунада, но человека, весьма далекого от подобных дел, да ещё пожилого, это может привести в шоковое состояние.

Обращения могут быть разными в зависимости от личностных качеств, жизненного опыта и навыков звонивших. Здесь главное, не пугаться – закон не на их стороне.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» кредитор (банк) или юридическое лицо, с которым кредитор заключил агентский договор (коллекторская организация), имеет право каким-либо образом обращаться, в том числе по линии телефонной связи, только к должнику или его поручителю, залогодателю.

Таким образом, если вы не должник и не поручитель должника или залогодатель с заключением соответствующих договоров в письменном виде, то никакие кредитные организации или так называемые «коллекторы» не имеют права к вам обращаться ни в какой форме. Даже если знакомый или родственник, оформляя на себя кредит, указал номер вашего телефона, по которому можно с ним связаться, что не имеет юридического значения и не даёт ни кредитору, ни коллекторам никаких прав по отношению к вам, а вас ни к чему не обязывает.

Вот ещё одна возможная, так сказать, «утонченность». Звонит телефон, вы берете трубку, говорите привычное «Да» или «Алло», и как только что-то произносите, то тут же начинают звучать гудки вызова, как если бы вы куда-то позвонили и ждете, когда «там» ответят. Когда «там» ответят, то может статься, что вы зачем-то позвонили в кредитную организацию. «Вы сами звонили нам! Поэтому мы вам и звоним!..» – можете услышать, когда потом станете возмущаться. Понятно, что в таких случаях лучше не ждать, когда на другом конце линии связи ответят, а просто, услышав сигнал вызова кому-то, сразу же прекратить связь, даже если иногда доброжелательный женский голос сообщит, что звонок-де бесплатный.

Возникает естественный вопрос: зачем все эти фокусы? Ответ напрашивается как-то сам собою: вывести вас из равновесия, запугать, настроить против должника, вынудить стать их активным помощником и в идеале как бы «добровольно» принять участие в погашении чужих долгов по кредиту. Поэтому наиболее разумной представляется такая реакция на все эти действа – не обращать на них никакого внимания: поняв, кто звонит, тотчас же молча класть трубку (отключаться). Самое главное, не пытаться никого ни в чем убеждать или что-то доказывать: звонившие не будут вас слушать (да и не поймут ничего, даже если очень сильно захотят), у них, видимо, твердая установка – «капать и капать на мозги»: вдруг что-нибудь да и получится.

С. КУСТАРНИКОВ,

заведующий Приозерским филиалом ННО

«Ленинградская

областная коллегия адвокатов»

№ 61 (12021) от 19 августа 2017 года

Рассказать друзьям: